Подводный мир: простые правила удачной фотосъемки

Отдых на пляже - это отнюдь не только томное возлежание в шезлонге, пляжный волейбол или катание на "банане". Если вам хочется чего-то особенного, то самое время взять маску, трубку, ласты, вооружиться фотоаппаратом и отправиться на покорение подводного царства.

Какой фотоаппарат выбрать?

Предположим, что у вас уже есть какая-то фотокамера, скорее всего, конечно, цифровая. У вас два пути. Первый - найти в продаже простенький пластиковый бокс. Правда, дело это непростое, поскольку боксов по сравнению с самими моделями камер выпускается значительно меньше. То есть один и тот же бокс не подойдет для двух камер одной марки, пускай и похожих внешне. Поэтому, как пишет журнал «Пляж», ваши шансы купить необходимый бокс составляют примерно один к пяти.

Второй путь - приобрести универсальную "упаковку" для своей камеры. Гибкие прозрачные пластиковые чехлы выпускает, к примеру, фирма EVA-Marine. Вы помещаете в этот мешок камеру и тщательно герметизируете. По заверениям производителя, этой системой можно пользоваться до глубины 5-10 метров при кратковременном нырянии. Но в любом случае пользоваться ею необходимо осторожно, чтобы не допустить случайную ошибку и не затопить аппаратуру.

Наверное, нет большого смысла любителю снорклинга (подводного плавания без акваланга) связываться с громоздкими и дорогими (причем весьма) фотосистемами, состоящими из серьезных боксированных камер и мощных осветителей, которые допускают погружение на десятки метров. Поэтому рассмотрим те камеры, рабочая глубина которых составляет всего несколько метров, как раз для ныряния без акваланга.

У фирмы Pentax, к примеру, есть модель Optio W20 - 7 мегапикселей, которая позиционируются как предназначенная для "экстремальной фотосъемки". С ней можно без всяких громоздких боксов и чехлов спокойно погружаться в воду до глубины 1,5 метра и там фотографировать в течение 30 минут.

Хотя полутораметровой глубины будет все-таки маловато. Что делать? На выручку приходит камеры-амфибии. Например, Olympus MJU 725 SW, допускающая погружение на глубину до 5 метров и съемку в нескольких режимах, в том числе и "макро". С этой камерой можно уже смело нырять и даже плавать на тренировках с аквалангом в бассейне.

Теперь самое главное и интересное - технология подводной съемки, ее технические приемы и творческие секреты.

Правила съемки

В любительской подводной фотографии можно выделить два основных раздела: широкоугольная съемка (общий план) и макросъемка (крупный план).

Основной принцип подводной съемки гласит: "Быть как можно ближе к снимаемому объекту". При этом, чем более широкоугольным будет объектив (чем короче фокусное расстояние), тем больше он захватит пространства и тем более объемным станет ваш снимок. При этом детали на переднем и заднем плане будут смотреться с привлекающей глаз четкостью и цветом.

Все современные компактные цифровые камеры, в том числе и те амфибийные, что были рассмотрены выше, имеют "зумы" - объективы с переменным фокусным расстоянием, "приближающие" объект съемки. При подводной съемке надо установить максимально широкий угол.

Встроенной вспышкой пользуйтесь осторожно. Предпочтительно делать это при макросъемке до 20 сантиметров от объекта. В противном случае она будет высвечивать неоднородности водной среды (ведь самая чистая вода почти в тысячу раз менее прозрачна, чем воздух), и все станет бледным, туманным, неконтрастным и как бы в дымке.

Компоновка кадра

И если вы хотите создавать фотографии, а не примитивно "щелкать", то желательно уделять внимание композиции, компоновке кадра.

Существуют так называемый принцип "золотого сечения". Любая изобразительная площадь делится по вертикали и горизонтали на три равные части ("правило третей"). Точки пересечения вертикальных и горизонтальных полос являются, как правило, центрами сосредоточения взгляда человека.

Относительно этих важных точек и строится компоновка кадра, то есть "расстановка" предметов по полю изображения. Располагая изображаемые предметы в этих точках по горизонтали, вертикали или диагонали, добиваются восприятия объемности пространства, перспективы, ритмичности и даже динамики.

Темы подводной фотографии

Силуэт. Обычно это съемка объекта снизу вверх на светлом фоне или против света. Примером может служить съемка коралловых или других структур на фоне воды и против солнца. Очень красиво может смотреться стая рыб (или крупная одиночная рыба, черепаха, дельфин) на фоне солнечного пятна. Очень часто эффектно выглядит стремительный силуэт ныряльщика на фоне поверхности воды, да еще и с захватом солнца в кадр.

При этом ниже пловца может находиться рыба, кустик коралла, которые иногда можно и подсветить встроенной вспышкой (если вода очень прозрачна и нет видимой мути перед объективом). При съемке силуэта пловца следите, чтобы поза была изящна, не "обрезайте" ноги, руки.

Пейзаж. Показываем место съемки, ландшафт, прозрачность воды, наличие кораллов, рыб. Зритель потом увидит все "как есть". В кадре такого типа желательно присутствие неких опорных предметов на переднем, среднем и дальнем плане. В кадре должна быть вода. Ловите игру света и теней. Возможно, что здесь лучше горизонтальная компоновка. Старайтесь снимать не сверху вниз, а по горизонтали и чуть снизу вверх.

Портрет. На портретных снимках чаще бывают представлены сами ныряльщики, но можно сделать портрет рыбы или черепахи. Стандартная ситуация компоновки такого кадра следующая: передний план - рыба, губка, коралловая глыба, водоросли; средний план - ныряльщик, ныряльщик с фонарем, с камерой; задний план - вода, коралловые силуэты и прочее. Ныряльщик должен быть как бы «при деле» и не смотреть в объектив. При съемке портретов обитателей камеру надо подносить как можно ближе.

Макросъемка. Самых маленьких и крошечных обитателей подводного мира снимают с предельно малых расстояний с использованием встроенной вспышки. При макросъемке можно пользоваться как специальным режимом «макро», так и программой приоритета диафрагмы. Чувствительность можно установить ISO 200.

Очень интересно смотрятся снятые в упор факутры кораллов, губок, ракушек, даже глаза рыб. Макросъемка хороша тем, что таит в себе множество сюрпризов, и в готовом кадре можно обнаружить то, что не видели во время съемки.

Туристу на заметку

Как правило, во многих курортных местах недалеко от пляжа можно обнаружить домашний риф - прекрасный объект для подводной съемки.

Многие отели, расположенные на берегу, имеют дайвинг-центры (diving center), где можно взять напрокат маску, трубку, ласты и даже фотокамеру. Для упрощенной съемки под водой можно приобрести одноразовый пленочный фотоаппарат. И как знать, возможно, подводная фотография увлечет вас сильнее, чем вы планировали, и тогда вы обучитесь нырянию с аквалангом и освоите серьезную подводную фототехнику.

Правда.ру
Написать комментарий