Гана

Краткая информация о Гане

Аккра / Столица
Седи (C, GHC), номинально равный 100 песевам / Валюта
английский / Язык

Достопримечательности, экскурсии:

Гана - одна из самобытнейших стран африканского континента. Древняя история этой земли явила миру немало уникальных культур и народов - здесь процветала Империя Гана (IV-X вв. н. э.), средневековая Королевство Мали, здесь сложился один из самых колоритных африканских этносов - ашанти. Современная Республика Гана была образована из британских колоний Голд-Кост {Золотой Берег} и Тоголенд, став первой страной региона, получившей независимость (1957 г). Колониальная история наложила сильнейший отпечаток на современную Гану - здесь говорят на английском языке, в изобилии встречаются замки португальской и британской эпох, сильно влияние кухни "Туманного Альбиона" и велико значение христианства протестантского толка (Гана - самая "христианская" страна в Западной Африке).

 

Обычаи и традиции Ганы

Многочисленные ганские племена имеют древнюю историю. По данным археологов первые крупные поселения на территории страны появились в IV тысячелетии до н. э. С тех пор здесь прокатилось несколько волн переселения, основные из которых двигались в широтном направлении из районов Сахары и Сахеля. Поэтому многочисленные местные этносы обладают колоссальным набором культурных и исторических традиций, и каждое из них заметно отличается от соседей как по фенотипу, так и по обычаям и традициям.

Жители Ганы в большинстве своем прекрасно говорят по-английски, преподавание которого входит во все школьные программы страны. Даже в самых отдаленных районах местные жители знают хотя бы простейший набор общеупотребительных английских слов, поэтому общение с ними обычно не вызывает никаких затруднений. Однако местный вариант английского содержит множество слов, заимствованных из языков "тви", "ашанти" и других наречий, поэтому некоторые слова зачастую несут совсем иной смысл, чем в каноническом английском. В северных областях и среди ганских мусульман широко распространен язык "хауса".

Гана - очень консервативная страна. Уже пару веков здесь господствует христианство, причем в самой строгой - пресвитерианской его разновидности. Христиане преобладают на юге страны, в то время как на севере царит ислам. И при этом представители всех конфессий мирно уживаются между собой и даже более того - нередки всевозможные "совместные мероприятия" и общее участие в различных праздниках и церемониях. Во многих местах наблюдается интересное сращивание христианских и исламских культов с традиционными местными верованиями, образующее сложный комплекс верований и традиций. Многие ганцы, считая себя христианами, продолжают поклоняться предкам, духам и "меньшим богам", а святыни анимистических культов до сих пор в изобилии разбросаны по всей стране.

Результатом столь сложного смешения верований стало формирование огромного количества всевозможных ритуалов и обычаев, которые сопровождают каждый этап жизни человека, начиная с рождения и обучения, и заканчивая смертью человека и следующим за ней перевоплощением личности. Даже сбор урожая или строительство дома здесь являются причиной целого комплекса обрядов и церемоний, призванных обеспечить благополучное завершение начинания. Соблюдение многочисленных обычаев и связанных с ними церемоний для ганцев крайне важно. Часто эти церемониалы служат и более обширным целям - все они подразумевают участие всех семейств и кланов, поэтому служат еще и местом разрешения споров и конфликтов, а также используются для передачи молодому поколению народных традиций. В большинстве обрядов используются специальные ритуальные троны, символизирующие власть и душу места (помещения). Атеисты же в большинстве районов страны просто считаются "пустыми" или "мертвыми изнутри".

Эти же причины объясняют консервативность ганцев практически во всех аспектах жизнедеятельности. Они бывают буквально потрясены видом европейской женщины в бикини, хотя ганские женщины считаются одними из самых красивых в Африке и уж точно - самыми грациозными жительницами континента. Столь же мощное неприятие у местных жителей вызывает купание топлесс или появление в общественном месте в шортах. Вообще местные жители используют для обозначения всех поступков туристов, не укладывающихся в их систему ценностей, слово "обурони" или "тубаб", что не является чем-то оскорбительным, а просто обозначает все неафриканское.

Племена акан или ашанти являются самой большой этнической группой Ганы и одной из немногих матриархальных общин Западной Африки. Некогда населявшие блестящую Империю Ашанти, славившуюся богатством их правителей, в наши дни они широко известны своими ремесленниками, особенно мастерами-резчиками и ткачами, изготавливающими красочную ткань "кенте". Интересно, что "кенте", представляющая собой яркие узкие полосы из хлопчатобумажной ткани, всегда ткется на открытом воздухе и исключительно мужчинами. "Кенте" очень популярна в южной части страны и, в отличие от других форм традиционного ткачества, носится только в особо торжественных случаях.

Женщины ашанте имеют гораздо больше полномочий, чем в других африканских культурах. Согласно местным верованиям, люди получают свою кровь от матери, а дух - от отца. Поэтому мать и отец в местных верованиях занимают важнейшее место, а уважение к старшим, почитание предков и вера в бога являются здесь краеугольным камнем общественной морали. Все члены общества могут рассчитывать на достижение признания или социального положения только через клан или семейство. Родственники обычно живут близко друг к другу, иногда даже в пределах одного дома. Бездомности в небогатой в общем-то стране не существует, взаимопомощь и поддержка даже между членами разных кланов воспринимаются здесь как нечто само собой разумеющееся. Даже если кто-то переезжает из деревни в город, вся община поддерживает как их переселение, так и возможное возвращение обратно. До сих пор молодой паре просто необходимо согласие их семей для вступления в брак, даже если они живут далеко за границей.

В отличие от других западноафриканских племен, жители Ганы почти не используют в своих культах ритуальные маски, хотя нельзя сказать, что они не верят в сверхъестественные силы этих традиционных изделий. В Гане для этих целей чаще используются деревянные или глиняные статуэтки, которые помещают на алтари святилищ. Такие куколки или просто искусно выполненные головки можно увидеть практически повсеместно - в домах, на одежде и в храмах. Характерной чертой таких фетишей являются несколько гипертрофированные части тела, особенно голова, ягодицы, грудь и пупок. А маски, в изобилии встречающиеся на рынках, либо привозятся из соседних стран, либо являются просто точными копиями каких-то известных образцов. Но в любом случае при покупке их следует проявлять особую осторожность - многие из них использовались ранее в качестве каких-то культовых предметов (особенно привозные), поэтому, как считается, могут нести определенную опасность их владельцу.

Рассказывание сказок и притч - одно из любимых способов времяпрепровождения местных жителей. Типичные образцы местного фольклора включают в себя различные исторические повествования, поэмы, легенды и, обязательно, музыкальные и песенные образцы. Часто такие истории сопровождаются ритмичным подыгрышем на барабанах "атсимеву", "кпалого", "кагану", "киди" или "сого", в сопровождении "ганкоги" (железный гонг), "аксатсе" (род маракаса) и продольных флейт. Очень популярны различные легенды, пересказываемые стариками. Они обычно используются для воспитания молодежи в духе местных традиций. Ну а любимый герой большинства сказок - паучок Ананси, широко известен далеко за пределами Африки.

Похороны - одна из важнейших церемоний в обрядовости местных жителей. Обычно это печальное событие собирает всех жителей общины и обязательно сопровождается всевозможными обрядами и церемониями. Характерной чертой местных традиций является особое оформление гробов - ганцы считают, что он должен передавать род деятельности усопшего при жизни. Поэтому здесь можно встретить гроб в виде самолета или ботинка, причем изготавливаются они лучшими мастерами и зачастую представляют собой настоящие произведения искусства. Считается, что лучшие резчики по дереву живут на западном побережье Ганы, в исторических городах Дуаква и Менса-Кром.

Правилами хорошего тона рекомендуется обращение к друг другу с соблюдением всех формальных званий, поэтому нередко можно услышать представление вроде "доктор Мбанга, коммерсант" и сокращать эти титулы не рекомендуется. Как и в большинстве стран Западной Африки, здесь не стоит использовать левую руку для приветствия или приема пищи. Принято назначать любые встречи заранее, пунктуальность настоятельно рекомендуется.

В одежде принят достаточно неофициальный, но не спортивный, стиль. Легкое "тропическое" платье будет уместно практически для всех случаев, кроме официальных приемов. Но следует избегать шорт, мини-юбок и излишне открытой одежды - это может вызвать неадекватную реакцию у местных жителей.

 

Национальные праздники

Официальные праздники и выходные дни в Гане

1 января - Новый год.
6 марта - День Независимости.
апрель - май - Страстная Пятница и Пасха.
1 мая - День солидарности трудящихся.
25 мая - День Африки.
4 июня - Годовщина переворота 1979 г.
1 июля - День Республики.
1 ноября - День Всех Святых.
первая пятница декабря - День Фермера.
25 декабря - Рождество.
31 декабря - День Революции.

В соответствии с исламским лунным календарем также отмечаются Эйд аль-Фитр (Ид аль-Фитр), Эйд аль-Адха (Ид аль-Хадха - Праздник жертвоприношения, 40-й день после Рамадана), Миляд ан-Наби (день рождения пророка Мохаммеда, конец марта - начало апреля) и другие религиозные события.

Фестивали и праздники в Гане

Главная церемония традиционного 42-дневного религиозного календаря ашанти приходится на Аквасиди - красочную публичную церемонию во дворце Кумаси, в которой принимают участие вся местная знать и духовенство. Первая часть церемонии - Аквасидае, проводится в воскресенье, в то время как вторая её часть - Авукудаи, проходит в следующую среду. Не менее интересны майский Абукер - "Фестиваль охоты на оленей", проводимый в Виннеба, а также Бакату - праздник начала сезона рыбной ловли, проводимый каждый первый четверг июля в Элмине, когда практически всё население города, включая руководство, шествуют при всех регалиях по улицам города, при этом ни на минуту не прекращая петь и танцевать.

В первую субботу сентября проходит фестиваль Фету-Афайе в Кейп-Косте, представляющий собой практически беспрерывный парад местных вождей и глав общин. Каждые два года, в декабре, в стране проводится Панафриканский Исторический Театральный Фестиваль (Panafest), на который съезжаются как народные, так и профессиональные театральные труппы со всей Африки.

Каждая часть Ганы проводит свои собственные ежегодные фольклорные фестивали, которые представляют на суд зрителей множество традиционных ритуалов племен, населяющих данный регион. Интересны встречи нового года Эдина-Беронья в Элмина, праздник Нгмаен в Одумасе (март-апрель), Гоголо (март, Верхняя Западная область), Дипо (май) в Кробо-Одумасе, Бакатуе в Элмина (май), фестиваль Асафотуфиам в Ада (июль-август), августовский праздник солёного озера Одамбеа (Центральная область), августовский фестиваль Дамба (Верхняя область), фестиваль Кундум (Западная область, август-ноябрь), столичный праздник Омово (август-сентябрь), сентябрьский Кобине (Верхняя Западная область), фестиваль Одвира (сентябрь-октябрь) в Акропонг-Абури (Восточная область) и красочный праздник Огбетсотсо в Ангола (ноябрь).