Пожалуй, из всех услуг для путешественника самым большим количеством «мифов» окружена туристическая страховка. Попробуем развенчать самые распространенные из них.
Миф 1: По страховому полису обслужат в любой клинике
Самая частая ошибка туриста - сначала отправиться в ближайший медицинский центр (или к врачу в отеле), а потом сообщить об этом страховщику. Все медицинские расходы и даже выбор клиники необходимо согласовывать. Поэтому первое, что нужно сделать после происшествия - позвонить не врачам, а в страховую компанию. Возможно, она посчитает местную больницу слишком дорогой и решит отправить пострадавшего за скорой помощью за тридевять земель. Не поедете в указанном направлении - возмещать расходы никто не будет: по договору, страховщик будет прав, к тому же обычно в полисе не оговорен уровень клиники. Хотя, конечно, размещать несчастного в наркопритоне не станут - обычно компанией выбирается больница среднего уровня, который, впрочем, от страны к стране может очень разниться.
Миф 2: Застраховать можно кого угодно
Страховые случаи происходят лишь с 1% застрахованных. Это не значит, что все остальные поголовно здоровы: страховщики заранее отказываются предоставить услуги некоторым «проблемным» категориям граждан или применяют к ним огромные повышающие коэффициенты. Очень трудно застраховать в России риски, связанные с отдыхом беременных. Намного дороже обойдется и полис пенсионера (особенно старше 65 лет). Никакая страховка не покроет лечение обострившихся хронических заболеваний. И, наконец, компании категорически отказываются оплачивать лечение последствий любых алкогольных «шалостей» - об этом стоит задуматься, ведь большинство травм соотечественники получают именно в нетрезвом состоянии.
Миф 3: Для активного отдыха всегда нужна «спортивная» страховка
Спорт спорту рознь. Все зависит от внутренних правил конкретной страховой компании. Обычно различают просто физическую активность - катание на велосипеде, плаванье, и профессиональные тренировки. Всегда требуется дополнительное «расширение» для горнолыжников и дайверов. Если же путешественник не собирается спокойно ездить по дорожкам, а предпочитает совершать головокружительные кульбиты вместе с велосипедом, взмывать ввысь на лыжах и на дельтаплане одновременно и прыгать с парашютом со всех встречающихся на пути небоскребов, то придется потрудиться, чтобы найти страховщика, готового рассчитать подобные экстремальные риски. Большинство компаний любителям адреналина попросту откажут.
Миф 4: Страховщик обязан оплатить все лечение
От излишних расходов компании обезопасили себя понятием «лимит ответственности страховщика». Это значит, что больше указанной в договоре суммы на лечение пострадавшего денег не выделят. Конечно, по статистике, 45% случаев - это простуды и ОРЗ, которые обходятся гораздо дешевле. Однако если человеку потребуется транспортировка из труднодоступного горного района, а затем - дорогостоящая операция, то обычного для европейских стран страхового покрытия в 30 тысяч евро может и не хватить, не говоря уж о 15 тысячах, на которые чаще всего бывают застрахованы те, кто едет в Турцию или Египет.
Миф 5: Страховщик сразу оплатит услуги клиники
Страховка - это не повод отправиться в путешествие без денег на непредвиденные расходы. Некоторые клиники могут отказаться работать по безналичному расчету. В таком случае страховщик попросит самого туриста внести необходимую сумму, а потом, дома, обязуется возместить убытки. К тому же, страховка нередко имеет франшизу: безусловную, предполагающую, что некую сумму (обычно 50-100 долларов) в любом случае путешественнику придется заплатить из своего кармана, или условную - которую человек отдает, если общая стоимость медицинских услуг не превысит эту сумму.
Миф 6: Достаточно лишь позвонить - страховщик все сделает сам
Расслабляться и полностью доверяться страховой компании не стоит. Нужно не только сообщить о происшествии, но и убедиться, что звонок зафиксирован: спросить регистрационный номер, фамилию-имя и должность принявшего заявку. Заодно имеет смысл подробно расспросить, какие документы потребуются от врачей и как именно будет происходить процесс выдачи страхового возмещения. Лучше заранее оставить телефон страховщика родственникам или знакомым, чтобы они, минуя роуминг, звонили и контролировали ситуацию.
Миф 7: Туристу положена денежная компенсация
Чаще всего люди путают разные виды страхования. Стандартная медицинская страховка подразумевает лишь оплату медикаментов, услуг докторов, транспортировку пострадавшего. За отдельную плату в договор могут быть включены предоставление некоторой суммы на неотложные нужды, услуги юриста и прочие полезные сервисы. Для того, чтобы турист получил какую-то сумму компенсации помимо оплаты работы врачей, нужно оформить страховку от несчастного случая. Когда есть опасения, что иностранное консульство откажет в визе, рекомендуется купить страховку от невыезда. Если не доверяете авиакомпании, озаботьтесь страховкой от задержки рейса - тогда, пока остальные путешественники будут терять время в аэропорту, вы заработаете деньги.
Миф 8: Страховка - формальность, получить деньги по ней невозможно
Да, наша страховая система во многом несовершенна, а страховщики очень неохотно расстаются с деньгами. Но если турист выполняет все условия договора, вовремя связывается с компанией, берет у врачей все необходимые документы, в которых рассказывается о несчастном случае и объяснены все расходы на лечение, то компания заплатит.