Веб-Туризм: путешествия, турфирмы, отдых

Горнолыжная Финляндия – северное сияние над трассой

Финляндия – самая близкая к нам европейская страна. Близкая не только географически, но и ментально. А поэтому именно туда наблюдать сполохи северного сияния над горнолыжными склонами, кататься на собаках и есть оленину с морошкой отправилась Полина Бойцова.

Летом сюда приезжают ради волшебных белых ночей, качественных гольф-полей, чистейшего воздуха и экскурсий на золотые прииски, где счастливчикам даже удается намыть золотого песка.

Зимой Леви – крупнейший в Финляндии горнолыжный курорт: самый современный, развитый и «снежный».

 

Сейчас солнце еще успевает чуть-чуть подняться над линией горизонта, но пройдет совсем немного времени и наступит настоящая полярная ночь – каамос: огромная Полярная звезда будет сиять ярким бриллиантом на утреннем и дневном небе, а огненное светило скроется от людей на несколько недель.

 

Световой день в Лапландии невелик, а потому трассы освещаются почти круглые сутки. Огромные украшенные кристально-белыми или оранжевыми огнями склоны, как будто висящие в воздухе над городком, создают атмосферу праздника.

Небольшой перепад высот (максимум – 325 метров) делает Леви замечательным местом для начинающих спортсменов и для отдыха с детьми: здесь даже существует детский зимний городок с учебным подъемником для малышей от 4 лет.

Подготовленные лыжники тоже смогут найти подходящие склоны: из 45 трасс – 18 синих, 22 красных и 4 черных. Если и их станет недостаточно, всего в 40 километрах находится другой популярнейший курорт – Юлляс, где склоны длиннее, а перепад высот – 463 метра – самый большой в стране. На Леви и Юллясе действует единый ски-пасс.

 

Театр начинается с вешалки, а катание на лыжах – с проката: сотни пар различных лыж, сноуборды, ботинки, защитные шлемы и даже санки можно арендовать непосредственно у подножья горы. Определиться с размером или помочь другим советом здесь могут как на английском, так и на русском языках.

 

В древние времена олени помогали выживать в этих суровых условиях, давая людям и пищу, и одежду. Местные жители – саамы – знали множество хитростей. Так, обувь (заготовки для которой можно увидеть на фотографии) делали обычно из голеней передних ног животного: ведь ими оленю приходилось пробивать жесткий наст, и потому шкура делалась особо крепкой, а значит, такой обуви не было сносу.

 

До сих пор более 200 оленеводов выращивают сотни этих статных животных. «Осторожно, олень!» – довольно распространенный дорожный знак, ведь в теплое время года рогатые красавцы свободно пасутся в лесах. И если на трассе встречные водители начинают вдруг подмигивать фарами – законопослушные финны не намекают на полицейских с радаром, спрятавшихся в кустах: так местные жители предупреждают о вышедших на дорогу оленях.

 

Огромные пушистые снежные шапки на деревьях в Лапландии стали уже своеобразным фирменным знаком региона. Кажется, тряхни посильнее такую елку, и на тебя обрушится лавина мягких снежных хлопьев. На самом деле, «белый мех» намертво приморожен к веткам: высочайшая влажность воздуха в этих местах объясняется близостью теплого течения Гольфстрим. На морозе влага мгновенно превращается в иней, и он быстро нарастает слоями на деревьях, домах, дорожных знаках, создавая причудливые фантастические фигуры.

 

Катание на снегоходах (для них в Леви оборудована самая разветвленная сеть трасс – более 600 км), рыбалка, погружение с аквалангом под лед – в этих местах доступны любые зимние развлечения. И вряд ли кто-то покидает Лапландию, хоть раз не проехавшись на самом традиционном экологически чистом местном транспорте – собаках.

Два-три человека один за другим усаживаются (или, лучше сказать, ложатся) в низкие сани и, напуганные рассказами о жестоком обжигающем лицо ветре, с ног до головы укутываются теплыми пледами. Сзади на полозья становится «извозчик», который будет управлять упряжкой, давая команды и чуть подталкивая сани на подъемах. С непривычки мы никак не можем занять места, и хаски, устав от ожидания, лают, пытаются играть, кусают друг друга. Впрочем, по первой команде хаос прекращается – собаки начинают разгоняться.

Хотя дюжина голубоглазых псин сумели развить приличную скорость, особо сильного ветра я не почувствовала. Полозья мягко, почти бесшумно скользили по снегу, а в ушах стоял легких звон от непривычной городскому уху тишины: казалось, что все звуки поглощаются пустынными пространствами замерзшего озера и высокими сугробами, меж которых лежал наш путь.

Обычно упряжка состоит из 4-6 собак. Если хозяин захочет прокатить гостей «с ветерком», могут запрячь до 12 хасок. Причем вся ответственность возлагается на двух вожаков – лидеров стаи, бегущих первыми: только они слушают, слышат и понимают команды.

 

Собачья ферма находится в дремучем лесу, далеко от курорта, что, по словам нашего экскурсовода, «очень хорошо для душевного состояния собак». Хозяин фермы Рейо Яаскелайнен занимается разведением хасок уже более четверти века. Чтобы выдрессировать ездовую собаку, нужно не менее 2 лет, обученная хаска стоит в 4 раза дороже щенка – ее цена возрастает до двух с половиной тысяч евро.

Хозяин питомника регулярно соревнуется в гонках на собаках, преодолевая расстояния в несколько тысяч километров, и после каждого его выступления большой шкаф в углу столовой пополняется новой наградой.

Сегодня в этом хозяйстве 130 особей, 25 из которых собаковолки и один настоящий свирепый волк. Наряду с дальними и близкими родственниками он тоже участвует в дог-шоу и послушно выполняет команды человека. Прирученный хищник стал кинозвездой – за последние годы ему неоднократно приходилось сниматься в голливудских фильмах.

Рейо Яаскелайнен в совершенстве овладел собачьим языком и прочими звериными премудростями и сейчас обучает всех желающих: на ферме можно пройти курс «body-language» (научиться особым движениям, понятным животным), курс дрессировки, курс аджилити.

 

День, проведенный на морозе – на склоне, в собачьем питомнике или на оленеводческой ферме, хочется завершить основательным ужином по-лапландски в деревянной хижине-«камми». Копченая оленина с морошкой, маринованные огурцы и запеченный картофель будут как нельзя кстати.

Всего в Леви около 30 ресторанов, большинство из них посвящены традиционной кухне.

 

На заключительном ужине нас ждал сюрприз: выступление самого могущественного из местных шаманов – потомка древних саамских колдунов. По словам нашего гида, 15-минутное энергичное постукивание в огромный бубен, сопровождающееся леденящими кровь завываниями и лапландским «рэпом», гарантирует всем гостям Леви великолепную погоду во время пребывания на курорте, счастливый новый год и удачу на всю оставшуюся  жизнь.

Турист.ру