Лето закончилось, но это не значит, что миновала пора отпусков. Более того, когда солнце уже не жарит по-летнему яростно, можно проводить время не только на пляже, но и рядом с «культурными», если не сказать культовыми памятниками архитектуры и ландшафта. К примеру, последние пару лет стал очень моден «эзотерический отдых»: любители таинственного проторили дороги во все места мира, связанные с волшебными легендами.
Православные святыни в изобилии рассыпаны по России, и конечно, каждое такое место тесно связано с какой-нибудь легендой. Так, чудо на Валааме может увидеть каждый: достаточно лишь приехать на «монастырский» остров, расположенный в самом центре Онежского озера. Когда над всем озером идет дождь, остров тучами не закрыт и над ним сияет солнце. А любители фотографии узнают, что хорошо снять часовню с иконой с первого раза не получится: почему-то все изображения получаются расплывчатыми. История таинственного места начинается задолго до прихода христианства на Русь, ибо на вздымающемся из бушующих вод гранитном острове существовали капища славянских богов Велеса и Перуна. Пусть геологи объясняют феномен хорошей погоды на острове тем, что гранитный камень источает тепло, разгоняя тучи, но факт остается фактом.
Плач по Соловкам
Не секрет, что большинство православных храмов построено на местах бывших святилищ языческих богов, так что места там и вправду волшебные – намоленные веками, несмотря на то, что христиане обходились с предшественниками жестоко, разрушая их храмы до основания, а на их месте воздвигая свои. Экстрасенсы говорят об энергетических разломах в земной коре, православные – о божественной благодати. Правы, по-видимому, все – просто называют одно и то же явление разными словами.
Соловки в Онежском заливе – популярное место паломничества как православного люда, так и любителей мистики и всего таинственного. «Первый день, проведенный мной на Соловках, был самым чудовищным в моей жизни, – рассказал «НИ» турист-эзотерик Олег Архипов. – Дико болела голова, тошнило, я не мог ничего есть и просто лежал пластом в гостинице. Утром второго дня я проснулся с ощущением необыкновенной легкости и бодрости, но в ужасном психологическом состоянии. Я вышел на берег и заметил, что по щекам текут слезы. Дальнейшие часа два как будто выпали из жизни, я их не помню. Но зато оставшиеся пять дней наполнили меня невероятной силой, которой хватило на всю зиму».
Слово «сила» – вообще основное в лексиконе современных магов, а понятие «место силы» взято из книг Карлоса Кастанеды, сделавшего знания о магии индейцев доступными широкому кругу читателей: учитель Карлоса, старик-индеец дон Хуан Матус, вел своего ученика по лабиринтам волшебных переживаний. Говоря научным языком, места силы – это географические точки, обладающие значительным отличием от «обычных» мест в мозаиках энергоинформационных полей. Почувствовать отличия может любой человек, но каждый на своем уровне.
Одним из самых волшебных мест на земле считается, конечно же, Тибет: мало того, что европейцев привлекает сюда совершенно иная, отличная от христианства, экзотическая религия, так там на каждом шагу попадаются невероятные истории, причем не легенды, а события, происходящие здесь и сейчас. Если вам повезет попасть в Тибет (сейчас закрытый для туризма китайским правительством и открытый только для паломников), а потом тамошние божества помогут попасть в монастырь, вы можете увидеть где-нибудь в укромном уголке кучку пыльных тряпочек, а если присмотреться – то волосы и ногти. Монахи спокойно отвечают: «Да-да, здесь просветленный перешел в тело радужного света». И никого из них не удивляет полоска радуги над горами: это просто значит, что очередной укрывшийся в скиту просветленный достиг тела радужного света.
Встреча с Чингисханом
Зачастую приверженцев магических теорий пренебрежительно называют «эзотерехнутыми», но любовь к мистике у россиян в крови. Именно поэтому такой популярностью пользуются книги господина Мулдашева – бывшего офтальмолога, ставшего эзотерическим путешественником. Бизнесмены тоже не отстали: многие турфирмы давно создают специальные магические маршруты.
В особенности много таких маршрутов в Карелии. Финно-угорский эпос «Калевала» теперь можно пройти и проехать практически постранично. Чего стоит Шардонский архипелаг в заливе Большое Онего! Добраться до него можно только на катере, но место того стоит. Туристов приводят на площадку с удивительными деревьями: стволы и ветви скручены спиралью по часовой стрелке, а очевидцы говорят, что левую ладонь все время колет приятными «нарзанными» иголочками. А еще в Карелии есть священное озеро саамов – Сейдозеро. Добраться до него еще сложнее – у вертолетов отказывают приборы, но при особом настрое даже такие проблемы можно преодолеть. На берегах озера обнаружены развалины. Ученые уверены, что это не только остатки святилищ, но и следы древних приборов для навигационных и астрономических наблюдений.
С водой в России вообще связано много волшебных мест, и озеро Байкал – одно из них. Только что вернувшийся из поездки на Байкал турист Алексей Зайцев рассказывает, что, когда едешь на озеро, почти физически ощущается какое-то изменение в воздухе, в окружающем пространстве, когда точно понимаешь, что попал как будто в другое измерение: «А в самом его сердце – на острове Ольхон – это ощущение усиливается многократно. Только что автобус ехал среди бесконечных пустынных сопок, покрытых выжженной солнцем пожелтевшей травой. И вдруг впереди ослепительно сверкает неестественно синяя полоска воды. А уже через несколько минут ты стоишь на краю многометрового отвесного обрыва, подножие которого облизывает прозрачная головокружительная Глубина. И глядя вперед на совсем близкий берег Ольхона, покрытый, казалось бы, теми же самыми степями, точно знаешь, что там – совершенно другой, необычный и даже волшебный мир... Это волшебство проявлялось на протяжении всего нашего пребывания на Острове. Чайки там не просто кричат – они свистят, лают как собаки, стонут и практически разговаривают! Деревья встречаются совершенно причудливых форм – одно в какой-то момент, кажется, передумало расти вверх: оно посмотрело вниз, потом заглянуло себе за спину, раскинуло руки-ветки во все стороны и замерло в этой неестественной позе. На знаменитой горе Шаманке в пещере камни низко гудят, если прислониться к ним всем телом и прислушаться».
Продолжая свой рассказ, г-н Зайцев поведал о вообще труднообъяснимых явлениях: «Много раз в нашей группе происходили удивительные вещи – разные люди одновременно начинали говорить одну и ту же фразу, выполняли одни и те же действия, не сговариваясь и находясь за километры друг от друга. Но больше всего лично меня поразил такой случай. На той же Шаманке я сидел, закрыв глаза, стараясь «почувствовать» место. В какой-то момент увидел расплывчатый силуэт всадника: он медленно двигался мне навстречу, был как будто уставший. У него был ярко выраженный монголоидный разрез глаз, а на голове – шлем с рогами. Проплыв мимо меня, он скрылся в дымке. Через некоторое время в этой дымке стали возникать силуэты: какие-то причудливые старинные здания, потом они сменились очень русскими куполами церквей, перетекли в башни Московского Кремля, а завершилась эта череда превращений современными башнями в стиле хайтек. Размышляя над «увиденным», я вернулся в лагерь – на вечер как раз была запланирована встреча с известным местным шаманом Валентином Хагдаевым. И в принципе никакого особенного впечатления на меня эта встреча не произвела бы, если бы в какой-то момент он не начал рассказывать историю своего народа: предки-монголы, всадники-кочевники, Русь, Крещение, наступление цивилизации... Снова мой полусон-видение встало у меня перед глазами».
Мастера таинственных походов
Самого волшебного писателя ХХ века Михаила Булгакова давно разобрали на московские эзотерические маршруты. Студентка Гуманитарного университета Мария Дашкова говорит, что с ними, экскурсоводами-энтузиастами, происходили самые разные странные случаи: «Лет пять назад мы составляли маршрут по «Мастеру и Маргарите». Каждая из нас – а в нашей группе было пять девушек – встречала на одном и том же месте женщину в черном с желтыми цветами. Не скажу, что нам было страшно, но ощущение того, что мы попали в книгу, присутствовало. А про черных котов, попадающихся на каждом шагу, я уж и не говорю». Но самым запоминающимся, говорит Мария, был звук шагов в подворотне на Большой Садовой, где, согласно тексту романа, находилась «нехорошая квартира»: «Шаги есть, а человека – нет. Такие мужские тяжелые шаги, причем, судя по звуку, на расстоянии вытянутой руки. Вот тогда нам было по-настоящему страшно».
Любители Карлоса Кастанеды организуют туры в Мексику – по местам «боевой славы» дона Хуана, для обретения сил на «местах силы» и в поисках волшебного кактуса «пейота». Впрочем, последнее практически никому не удается: во-первых, ботаников среди туристов нет, а во-вторых, даже если вид кактуса определен правильно, то собирать его нужно в особое время года и даже суток.
Если же вас тянет к совсем древней литературе, то добро пожаловать на берег Белого моря: здесь на скалах древние жители этих мест оставили свои повести и романы в виде петроглифов. Это высеченные на скале рисунки, изображающие весь человеческий путь: от рождения, взросления и битв до путешествия в ладьях умерших к месту загробной жизни. Рисунки всегда создавались близко от уровня воды, на прибрежных скалах, где не росли лишайники и поверхность была наиболее чистой и гладкой. Петроглифы выбиты сплошными точечными ударами кварцевого отбойника по всей площади уверенной рукой доисторического художника.
Для эзотерического туриста сегодня по всему миру раздолье: дольмены на Кавказе, античные раскопки в Крыму, волшебные верования Древнего Крита, христианские и буддистские святыни, дома с привидениями. «Эзотерехнутые» говорят, что это культурный слой, накопленный человечеством на протяжении тысяч веков, начинает приоткрывать свои тайны.