Но этому не бывать. Косный мир взрывают бунтовщики, такие как Спенсер Туник, с его перформансами, голыми телами католиков у памятника Боливару на площади Каракаса в Венесуэле, скульптурами из обнаженных тел, перенесенными на фотографии, заражающие людей свободой. Свободой мысли и тела.
Началось все в 1986 году, когда он сделал фотоинсталляцию – голые на остановке. В 1992 году Спенсер начал снимать обнаженных в разных публичных местах Нью-Йорка – как на фотокамеру, так и на видео. В то время Туник концентрировался на индивидуалах или небольших группах людей без одежды. С 1992 года Туника пять раз арестовывали, однако вскоре его отпускали и снимали все обвинения.
В 1994 году Туник был арестован в Нью-Йорке при попытке запечатлеть фотомодель, которая голой взобралась на 2,5-метровую рождественскую елку в Рокфеллер-центре на Манхэттене.
С тех пор Спенсер Туник создавал невероятные скульптуры и строения из сотен, тысяч обнаженных людей в Барселоне, Буэнос-Айресе, Лондоне, Мельбурне, Нью-Йорке, Сан-Пауло и в других городах по всему миру. Его фотографии – это перформанс, бросающий вызов и призывающий иначе взглянуть на наготу и интимность. Несмотря на огромные количества участников съемок – их может быть до 18 тысяч, как в Мехико, Туник снимает не толпу. Толпа – это тупая агрессивная масса, Спенсер же собирает и выстраивает скульптурные группы. И конечно, ему нравится, как любому творцу, когда люди во время акции могут приходить в восторг, испытывать чувства блаженства и освобождения. Ему нравится, но для творца это не главное.
«Для меня обнаженное тело означает свободу и красоту», – заявляет Спенсер Туник. А его неоднозначное творчество вызывает протесты и восхищение, но так или иначе каждая фотовыставка собирает аншлаги.
Спенсер называет себя продолжателем традиций ленд-арта 60-70-х годов. Он выстраивает свои живые сооружения, как режиссер – спектакль или кино. Тысячи добровольцев раздеваются и терпеливо ждут, пока каждому из них скажут, в каком положении и как долго он должен находиться, а затем они позируют, передвигаясь согласно командам из громкоговорителя, до тех пор пока фотокамеры не запечатлят их во всей красе.
Обвинения в разрушительном и безнравственном посыле художника тают после пристального взгляда на его произведения, как ледники под лучами солнца во время «холодной» фотосессии, которую в середине августа провел Туник совместно с Greenpeace на швейцарском леднике Алешт. Ведь цель этих фотографий не порнография, не удовлетворение желания любой ценой посмотреть на обнаженные тела. (О чем, кстати, втайне мечтают и потому рвутся запретить всем, подозревая в своем грехе, ханжи.) Целью этих съемок было привлечение внимания человечества к проблеме таяния ледников и глобальному потеплению. Идеи Туника всегда оригинальны. Так, он снимал разнообразные уголки природы и индустриальные пейзажи, достраивая их сложными узорами из человеческих тел.
Спенсер Туник размещал обнаженных людей в самых разнообразных позициях – «сваливал» в кучу в виде пирамиды, заставлял всех выстраиваться рядами и поднимать руку, сгибаться или обвивать дерево. Приводил в театр, порт или на парковочные башни и мосты. Или, например, 50 самых красивых моделей были сфотографированы на фоне полотен Рубенса. Спенсер выбирает место для съемок так, чтобы в нем сочетались красота и хаос – организованный хаос.
8 октября 2007 года Туник провел очередные масштабные съемки. В гостинице Miami Beach's Sagamore Hotel он собрал 600 обнаженных добровольцев, чтобы составить из них живую Вавилонскую башню. Результаты работы скульптора будут предъявлены публике в декабре этого года. И пусть ханжи возмущенно кричат при одном упоминании этого имени. То, что творит Спенсен, – прекрасно! Для того чтобы выйти за рамки косности, чтобы пробудить свободу, без которой не может быть ни любви, ни творчества, нужен толчок, который сместит точку сборки и поможет выйти за грани реальности, созданной повседневным, чопорным и скучным миром.