В самом центре Турции есть район, где не встретишь россиян. Моря тут нет, ландшафт вулканический, на километры тянутся подземные города, а в скалах разместились древние христианские церкви. Это турецкая провинция с греческим названием Каппадокия.
Здесь можно встретить кого угодно: бодрых французских и немецких пенсионеров, итальянцев, американцев и японцев, но никак не соотечественников. Ответ «Russia» на вопрос «Where are you from?» вызывает радостное изумление. Впрочем, местная жизнь течет параллельно туристической: интерес к иностранцам тут проявляют лишь торговцы.
Из россиян добираются сюда лишь наиболее активные, вроде нас – те, кого утомляет длительный пляжный отдых и будоражит экзотика.
Кто-то едет автостопом, кто-то на арендованных автомобилях (удовольствие недешевое: литр бензина стоит в Турции $3), есть также регулярные автобусные маршруты из Стамбула, Анкары, Измира, Антальи, Аданы и других городов страны. Билет на маршрут Анталья–Каппадокия стоит около $30. Поездка многочасовая и утомительная, поэтому предпочитающие комфорт летят самолетами внутренних авиалиний. Авиабилет в один конец обойдется примерно в $60. Из Стамбула до местного аэропорта, расположенного в городе Кайсери, лететь час, из Анкары – чуть ближе.
Каппадокия расположена у потухшего вулкана Эрджиес. Именно ему провинция обязана своим космическим пейзажем: бесконечными горами, скалами необычных форм, нагромождением пирамид, сложенных из вулканического туфа. В Каппадокии с гордостью рассказывают о том, что именно здесь снимался один из эпизодов «Звездных войн». Съемочная группа, утверждают местные, посчитала здешний ландшафт наиболее неземным.
Ландшафт особо впечатляет каменными конусами в шапочках, ставшими фирменным знаком Каппадокии. На большинстве маек и магнитов, что предлагаются туристам, красуются именно их изображения. Считается, что эти конусы появились десятки миллионов лет назад, когда сразу из трех вулканов изверглась лава. В Каппадокии их по-детски называют «Трубы фей» или «Ведьмины трубы» («Пери барджалары»). Больше всего таких труб в треугольнике селений Ургюп, Ухчисар и Аванос.
Посмотреть на Каппадокию интересней всего сверху, полетав над ней на воздушном шаре.
Стоимость такого путешествия – $100. Туристов обычно забирают незадолго до рассвета и везут до места взлета. В воздухе они оказываются уже с восходом солнца. Через 45–60 минут шар приземляется, а туристам накрывают стол с шампанским и цветами.
Что же касается пещер и скал, в Каппадокии они не экзотика, а зачастую место жительства.
Обживать их, врубаясь в податливый туф, начали еще задолго до рождества Христова. Некоторые из них обитаемы до сих пор. Особенно они поражают глаз своими стеклопакетами и спутниковыми антеннами. В них устраивают квартиры, отели, рестораны и даже дискотеки. Впрочем, пещерный общепит быстро надоедает: коротать вечера все-таки приятнее в наземном заведении.
Цены в местных кафе и ресторанах вполне умеренные.
Плотно пообедать в недорогом ресторане вдвоем можно за $10–15. Любителям пафосных заведений трапеза обойдется в $30–40. Кофе или чай здесь подают на каждом шагу. Эти напитки стоят примерно 1 турецкую лиру (около 18 российских рублей). Воду из фонтанчиков для питья туристам пить не рекомендуют: говорят, что она жесткая и содержит много извести. Полуторалитровая бутылка питьевой воды в магазинах стоит меньше лиры. В гостинице такую же бутылку вам предложат уже за 3 лиры.
Местные гостиницы стоят от $30 до $150 в сутки в зависимости от звездности.
Единственное, что удивляет, – принцип распределения этих звезд. Здешние четырехзвездочные отели могут заметно отличаться друг от друга: один тянет лишь на «трешку», а другой вполне соответствует пятизвездочному стандарту. Есть здесь и очень дорогие гостиницы, где один день обойдется в $1 тысячу.
Впрочем, вернемся к пещерам. Помимо жилых пещер, существуют и сугубо хозяйственные. Именно в такие помещения здесь принято, например, складывать лимоны, чтобы они стали сочными: определенный сорт снимают еще зеленым, а потом отправляют «доходить до кондиции».
От большого потока информации и бесконечных достопримечательностей до кондиции в Каппадокии быстро доходят и туристы.
Экскурсионных маршрутов здесь множество (средняя цена – $40). Большое количество громких имен и рассказов об исторических событиях сбивает с толку. Здешние гиды вам расскажут, что именно на территории Каппадокии появились в средние века первый дом призрения и, что еще более удивительно, первая психбольница.
Богоугодное заведение нам увидеть так и не удалось, а вот за решетками древней клиники XIII века в городе Кайсери мы побывали. Одновременно здесь располагалась первая в Анатолии медицинская школа с комнатами для занятий. Был ли это госпиталь или действительно психбольница, историки пока не выяснили. Известно только, что открыта она была по инициативе супруги султана Гевшер Несибе.
Поток исторических фактов обрушивался в Каппадокии на наши головы непрерывно:
оказалось, через Каппадокию шли древние пути из Китая в Европу и из Великой Степи (Урал и Южная Сибирь) на Ближний Восток. В эпоху средневековья в Каппадокии заканчивался Великий Шелковый Путь. Кроме того, эти места связаны с именами знаменитых богословов, заложивших основы православия: Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским. Именно здесь, по преданию, в третьем веке родился святой Георгий Победоносец.
Мест, связанных с ранним христианством, в Каппадокии великое множество.
Христианство здесь началось с апостола Павла в первом веке нашей эры. Именно здесь христиане нередко спасались, уходя под землю, сначала от преследований Римской империи, затем от персов, потом от арабского нашествия, а позже от сельджуков. Так появились глубоко заложенные многокилометровые сложные лабиринты «подземных городов», схема которых со временем все усложнялась. Сейчас их 36, причем новые подземные города находят до сих пор. Наиболее известные из них – Каймаклы и Деринкую.
Подземные города строились с особой хитростью – в несколько уровней.
Выкурить оттуда спрятавшихся было практически невозможно: дым не доходил до нижних ярусов, брать людей измором тоже было бессмысленно. Убежища были полностью приспособлены для долгой жизни без вылазок на поверхность: помимо системы вентиляции, здесь имелись запасы продовольствия, вода, скот и даже место для изготовления вина. Деринкую, например, занимает площадь в 4,5 тыс. кв. м. Жить в нем могли 20 тыс. человек. Туристы спускаются сюда до 8-го этажа – на глубину 55 метров.
Чем глубже, тем ниже приходится наклонять голову и сложнее протискиваться дальше. У некоторых начинается легкая паника, поэтому уже с трети пути они начинают идти обратно по синим стрелкам, ведущим наверх. Кстати, в Деринкую неподалеку от входа в подземелье находится средневековая греческая православная церковь. Вид она имеет мрачный и заброшенный: греков здесь уже давно нет.
В IV–VII веках в Каппадокии распространилось монашество. Для бегства от мира как нельзя больше подходили безлюдные пустынные скалы.
В IV веке, в первые годы Византийской империи, монашескую общину возглавлял святой Василий, прозванный за свои труды Великим. Он был епископом Кесарии Каппадокийской – столицы царей Каппадокии, одного из многих городов восточной Римской Империи, носивших название Кесария (отсюда и название современного города Кайсери). Сколько церквей появилось в Каппадокии с тех пор, точно неизвестно, но чаще всего гиды и путеводители называют цифру 600. Добраться до многих из них довольно сложно: нужно смириться с мыслью, что для этого придется преодолевать непростые подъемы из бесконечных стесанных крутых ступеней.
Посмотреть на древние византийские храмы, в которых довольно хорошо сохранились фрески, можно в музее под открытым небом Гереме.
Здесь древность забавно соседствует с цивилизацией. Пройти на территорию можно лишь по электронному билету через специальные вертушки. Церкви в Гереме тоже вырезаны в скалах. Появились они в IX веке. Расписаны несколько позже: эти выполненные в византийском стиле фрески относят ко второй половине XI века. Те из них, на которые свет попадал минимально, до сих пор почти целы. Если бы не иконоборчество, а в придачу еще и отторжение чужих святынь, стенопись осталась бы практически нетронутой.
В ближайшие годы Каппадокия вполне может стать популярным местом у православных паломников из России. Судя по всему, туристические власти Турции на это очень рассчитывают: недавно здесь по приглашению турецкой стороны побывала целая делегация православных ученых, историков и искусствоведов. Думаю, нашим паломникам тут есть на что посмотреть и о чем подумать. Да и не только паломникам... Мы в Каппадокию приехали просто как туристы, но и нам понравилось.