Киргизская Республика

Краткая информация о Киргизии

Бишкек (Пишпек) / Столица
Сом (S, KGS) / Валюта
киргизский / Язык

Достопримечательности, экскурсии:

Кочевое прошлое киргизов хорошо прослеживается в их народных обычаях и обрядах. До сих пор глубоко почитаемой формой жилища является юрта. Даже в наши дни все праздничные церемонии просто немыслимы без этого древнего жилища, даже флаг республики украшен изображением "тундука" - центрального круга юрты, на котором скрещиваются удерживающие её шесты. Юрты всегда считались и символом социального статуса хозяина, и основным образчиком народных традиций. Строительство и заселение любой юрты здесь сопровождалось огромным количеством обрядов и церемоний.

Юрта максимально оптимизирована для кочевого образа жизни - деревянный каркас и войлочное покрытие легко разбираются на отдельные вьюки, которые можно легко перевозить на верблюдах или лошадях (а в горных районах - и на яках). И также легко она собирается на новом становище ("аиле") - решетчатые стены "кереге" выстраиваются в круг, опираясь на жерди "уук". Верхние части жердей вставляются в отверстия центрального круга и фиксируются ремнями или веревками. Ставится такая же разборная дверная рама "босого" с двустворчатой дверью "каалга". Затем вся эта конструкция покрывается циновкой и войлочными матами, а пол застилается кожей, ткаными циновками, "алтыгат" (несколько слоев войлока, покрытых с одной стороны материей, стелется под постель) и коврами из меха или войлока. По стенам развешиваются ковры, вышитые подвесные полочки "секичек", сумочки "кузгу-кап", плетеные шерстяные сумки "аяк-кап", а на пол ставятся сундуки, в которых хранятся утварь и одежда. Слева от входа в юрту расположена мужская половина "эр-жак", у входя в которую развешивают конскую сбрую, оружие и охотничьи орудия. Справа находится женская половина "эпчи-жак", где располагалась кухня, а также сундуки с одеждой и продуктами. В центре юрты размещался обязательный очаг "коломто", а освещалась юрта с помощью обычного светильника "чырак", наполненного жиром. Оформление юрты индивидуально у каждой племенной группы или семьи, причем художественной составляющей уделялось немалое внимание - богатство оформления юрты служило знаком социального статуса хозяина также, как и обширность его стад. Самое почетное место в юрте - "тор", располагалось прямо напротив входа, у очага, где стоит "джук" (невысокая скамейка, на которую ставят сундуки и покрывают их коврами). Обычно здесь располагался хозяин или старейшина рода, здесь же принимали гостей.

Богатые киргизы обычно имели целый набор больших и малых юрт - небольшую юрту "ашкана-уй" (кухня и кладовка), временные юрты - "мейман-уйу" (гостиные), "ерге" (свадебная юрта), юрты для второй и третьей жены, юрты для женатых сыновей и так далее. От юрт простых киргизов они отличались добротностью, красотой и отделкой.

С постепенным переходом к оседлому образу жизни появились глинобитные дома, которые сохранились в провинциальных районах практически повсеместно, а традиции их возведения живы до сих пор. Дом строили по такому же принципу, что и юрту, хотя в некоторых районах прослеживается явное влияние узбекских и русских традиций. На неглубоком обычно фундаменте ставилась дверь и возводились стены из кирпича "кыш", глины "пахса" или "гуваляк", и покрывали плоской или двухскатной крышей из бревен и обмазанной глиной соломы. Внутренняя планировка обычно повторяла устройство юрты, но ввиду заметно большей площади выделялась кухня ("ашкона", обычно прямо у входа), гостиная, столовая и спальня в одном лице ("мейманкана") и непременная открытая терраса ("айван"). Характерной чертой киргизского дома является обилие сундуков и стенных ниш, заменяющих и мебель, и спальни для детей. Часто ниши закрывают декоративными панно "туш-киййз", сюзане или коврами.

Киргизские ковры - тема для отдельного разговора. Это и основной элемент интерьера, и один из главных эстетических моментов страны, и свидетельство её древней истории. Киргизские постилочные войлочные ковры "сырмак" и "текемет", а также "кошма", "тушкиис", "баштийкс", "шырдак", "туш-кийиз" и "ала-кийиз" заметно отличаются от ковров других среднеазиатских республик. Их делают из овечьей шерсти и по большей части не ткут, а валяют - основной их является войлок. Затем их расшивают ярким шитьем, используя традиционные фольклорные и декоративные элементы, на что уходит обычно несколько недель. Зато служит такой ковер обычно много более 40 лет. По этому же принципу делают ткани для традиционных сумок, мешков, переметных сум, а также для декоративных предметов. Ворсовые ковры "килем" и другие ворсовые изделия имеют не менее древнее происхождение, но распространены значительно меньше ввиду более высокой стоимости. Также до сих пор можно встретить такие древние образцы традиционных промыслов, как циновки ("чий", "чыгдын", "ашкана-чий") и навесные двери ("эщик-чий") из озерного тростника.

Киргизская национальная одежда практически неизменна вот уже 700 лет. Как мужская, так и женская нательная одежда обычно состоит из рубахи и шаровар. Мужская рубаха обычно напоминает тунику, имеет длину чуть ниже пояса и длинные рукава, закрывающие кисти. Мужские шаровары "джаргакшым" шьют из шерсти, хлопка, замши и даже кожи. Женская нательная рубаха длинна и шьется как обычное платье и поверх неё надевается длинная и широкая рубаха "бешмант" ("камзур"), которая одновременно служит платьем, и длинные шаровары. Пояса служили и служат индикатором социального статуса хозяина - нарядные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками, сумочками и кошелями показывают достаток носящего. Повседневные же пояса, как и пояса бедняков, обычно представляют собой простой длинный кожаный ремень, или обернутый вокруг пояса платок, который нередко имеет довольно яркий вид. Верхняя мужская одежда состоит из войлочного халата без подкладки или стеганых халатов "кементай", которые называются в зависимости от ткани, из которой они сшиты - "пашайы-тон", "кымкап-тон", "зарбарак-тон" и т. д. Зимой поверх халата надевается шуба или овчинный тулуп "тон". Женщины носят короткую или длинную безрукавку, своеобразный камзол с короткими рукавами, халат, в зимнее время - шубу "ичик". Отличительными элементами одежды замужних женщин являются распашная юбка "бельдемчи" и тюрбан "элечек", а общим элементом - тюбетейки и меховые шапки (головные уборы незамужних девушек обычно украшены более причудливо и богато). Причем тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением. Киргизские девушки до замужества не носят головного платка, а после замужества повязывают голову разноцветными платками. Пожилые женщины часто закрывают лицо белой шелковой паранджой. Национальным символом страны является шляпа "ак-калпак" из тонкого белого войлока с загнутыми вверх черными отворотами. Также носят тюбетейки и меховые национальные шапочки, отороченные мехом и украшенные перьями - "тебетей".

Мужская обувь состоит из кожаных сапог, кожаных калош на каблуках и мягких сапожек, женская - цветные сапожки на каблуках, часто орнаментированные, а также сандалии и своеобразные шлепанцы без пяток.

К середине XX века традиционная одежда стала уступать место европейскому костюму, повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые киргизские халаты, вышивка, работы по металлу и коже, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения, особенно в провинции.

В большой киргизской семье, состоящей обычно из нескольких поколений совместно проживающих родственников, существует строгая иерархия. Отношения в доме строятся на основе безусловного подчинения главе семьи и уважении старших. Одной из традиционных форм общественного устройства страны является обычай соседской взаимопомощи "ашара" ("хашар"). Если семья испытывает острую нужду, то вся родня и соседи приходят к ней на помощь.

Брачным возрастом для девушки ранее считались 13-14 лет, в наши дни здесь главенствуют вполне европейские нормы, хотя случаи раннего замужества нередки. Отношения родственников жениха и невесты, в дальнейшем и мужа с женой, у киргизов отличаются подчеркнутым вниманием и даже при плохих отношениях всегда можно рассчитывать на взаимопомощь. Дети также пользуются всеобщей любовью, причем наречению имени придается особое значение, так как считается, что имя определит будущее ребенка и может влиять на его судьбу.

В общественной и семейной жизни киргизов большую роль играет ислам. Религия определяла и определяет бытовые, семейные и мировоззренческие аспекты жизни, имеет сильнейшее влияние на политические процессы и искусство, на весь уклад жизни. После принятия киргизами мусульманства многие доисламские обычаи и обряды или претерпели существенные изменения, или были вытеснены традиционными обрядами ислама, однако многие срослись с новыми канонами и органично вплелись в современную жизнь страны. К обязательным деяниям киргиза в течение жизни относятся чтение заупокойной молитвы ("жаназа"), отпущение грехов ("доорон"), исполнение всех пяти заповедей ислама ("парз"), пост в течение месяца Рамадан, молитва пять раз в день в определенное время ("намаз"), исполнение "орозо-айт" и "курман-айт", а также добровольное отчисление части денег в пользу бедных или на богоугодные дела ("закят"). Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, бракосочетанием, свадьбой, приготовлением пищи и прочими. Часто они представляют собой переплетение исламской обрядности с более древними формами, связанными с магической практикой. Служители культа пользуются здесь особым уважением и участвуют практически во всех событиях страны. При этом киргизов нельзя назвать фанатичными мусульманами - при всей многогранности местной жизни в ней всегда остается много светского, а веротерпимость местных жителей широко известна за пределами страны. Рассказчики и певцы ("акины" или "акыны") народных баллад и преданий пользуются огромным уважением. По имени традиционного народного эпоса наиболее уважаемых из них зовут "манасчи".

Одна из незыблемых традиций местной жизни - гостеприимство. Киргизы говорят "Коноктуу уйде кут бар" - "Гость - благодать дома". Издревле каждый, чей путь проходил через киргизский аил, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров. Особенно трепетно к этому обычаю относятся пастухи высокогорных пастбищ, однако и в городах об отсутствии уважения к гостю никто не слышал. От приглашения на обед или ужин отказываться здесь не принято. Уважаемых гостей хозяева встречают у ворот, здороваются, интересуются делами и жизнью, приглашают зайти в дом. У киргизов не принято с ходу задавать вопросы или расспрашивать о цели приезда - сначала беседа и стол, а потом все остальное. Самое простое для человека, не знакомого с местными обычаями - следовать указаниям хозяина. Очень ценится юмор и вежливое отношение ко всем участникам застолья. Женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, но в городских условиях это правило зачастую не действует. За столом не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. Но поинтересоваться делами семьи и самочувствием её членов вполне уместно. Направляясь в гости, желательно захватить с собой небольшие сувениры или сладости для детей. Любая трапеза здесь начинается и заканчивается чаепитием. Вначале на стол подают сладости, выпечку, сухофрукты и орешки, фрукты и овощи, салаты, затем идут закуски, и лишь в конце - плов или другая "тяжелая пища". Обязательно на столе присутствуют горячие лепешки, которые ни в коем случае не должны переворачиваться. Уронить кусок лепешки на землю или даже просто положить её туда, даже завернутую в ткань или бумагу, также считается плохой приметой.

Значительное место в киргизской жизни и быту занимает чай и чайная церемония. Заваривание этого по-настоящему главного напитка страны, как и разливание его гостям, является прерогативой мужчин, в первую очередь - хозяина дома. Чай заваривают по-разному в разных регионах страны. Также заметно различаются и рецепты его приготовления. Чайхана - такой же незыблемый элемент местных традиций, как и сам чай. Общественная жизнь здесь сосредотачивается в мечетях, на базаре и, естественно, в чайхане. Здесь просто общаются и ведут переговоры, отдыхают и делятся новостями, завтракают и обедают, обсуждают проблемы жизни и мироустройства. Обстановка чайханы довольно традиционна - низкие столики окружены такими же низкими, и обязательно застланными коврами, диванами. Сопровождающие чаепитие ритуалы довольно сложны и непонятны для непосвященных, поэтому проще наблюдать за местными жителями и делать как они - можно быть уверенным, что такое уважительное отношение к своим обычаям они тоже оценят.

Несмотря на сильные исламские традиции, большинство киргизов свободно употребляют алкоголь, по крайней мере с гостями. Если вы не пьёте крепкие алкогольные напитки, главным образом водку, заранее предупредите об этом, навязывать здесь никто и ничего не будет. В течение Рамадана не рекомендуется употреблять алкогольные напитки, по крайней мере - в открытую.

В общении киргизы обычно довольно просты и демократичны. Многие считают их наивными, но это сильно преувеличено - местные жители просто привыкли доверять людям, это многовековая традиция, которую нарушать не следует и гостю. Здороваться за руку принято со всеми, даже незнакомыми и милиционерами (кроме женщин). Во время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, принято здороваться прикладыванием правой руки к сердцу и вежливым поклоном. Приветствия по нескольку раз на дню даже с хорошо знакомыми людьми - вполне обычное правило.

При входе в дом или чайхану следует снимать обувь. Стиль одежды довольно демократичен, однако при посещении культовых мест, не стоит надевать излишне открытую или короткую одежду. Несмотря ни на что, не рекомендуется носить шорты, особенно в сельской местности.

Понедельник считается у киргизов наиболее счастливым днем - все мероприятия, начатые в этот день, как считается, будут наиболее удачны.

Ни один национальный праздник или торжество не обходятся без спортивных состязаний, из которых особой популярностью пользуются перетягивание каната "аркан-тартмай" и "аркан-тартышуу", борьба на поясах "куреш", "ат-чабыш" - скачки на длинные (обычно 20-30 км) дистанции, "джорго-салыш" - скачки на 2-10 км, стрельба на скаку "джамбы-атмай", конная борьба "оодарыш", козлодрание "улак-тартыш" или "кок-бору" (конная борьба за тушу козла), скачки "кыз-куумай" ("догони девушку") и соревнование "тыйин-энмей", в ходе которого участники должны по полном скаку поднять из неглубокой ямки в земле мелкую монетку. Многие празднества начинаются и заканчиваются песенными состязаниями "айтыш" или "сармерден".

Самые ранние известные жители этой территории - воинственные племена саков (скифская группа), населявшие предгорья Тянь-Шаня с VI столетия до н. э до V столетия н. э. Войска Александра Македонского встретили здесь самое ожесточенное сопротивление во время его похода в Согдиану. Первые государственные образования на территории современной Киргизии возникли во II веке до н. э., когда южные районы страны вошли в состав государства Паркан. Начиная с VI столетия н. э. территория переходит под контроль тюркских племен, а в VIII-X веках н. э. на берега озера Иссык-Куль переселяются откуда-то из верхнего течения Енисея предки современных киргизов (вопрос происхождения местного этноса до сих пор является одним из наиболее спорных и сложных в этнической истории Средней Азии). В XIII веке здесь простирается империя Чингиз-Хана, а после его смерти земли вдоль тянь-шаньских хребтов переходят во владение его сына Чагатая. В 1685 году в район Центрального Тянь-Шаня вторгаются ойраты Джунгарского ханства, оккупирующие современную территорию Киргизстана и Таджикистана. После падения Джунгарии, территория попадает под протекторат Китая, а в XVIII веке феодалы Коканда начали предъявлять свои права на эти земли. К концу XVIII в территория южной, а в начале XX в и северная часть Киргизии входят в состав Кокандского ханства. В 1855-1863 гг. северная часть страны добровольно присоединяется к Российской Империи, а в 1876 году, после разгрома Кокандского ханства, была завоёвана и южная Киргизия. В 1924 году была основана Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР, а в 1936 году - Киргизская ССР. В 1991 году, в связи с распадом СССР, провозглашена независимость Киргизии.

Географическое положение и природные ресурсы Киргизстана обусловили его центральное положение в зоне развитой среднеазиатской цивилизации. Страна издревле являлась перевалом на оживленных торговых путях между Западом и Востоком. Сегодня развитие туризма на древнем Великом Шелковом пути, это не только дань богатой истории страны, но и открытие полузабытых страниц прошлого всей человеческой цивилизации. Множество путешественников находят Киргизстан наиболее привлекательным, доступным и дружелюбным регионом из всех центральноазиатских республик, особенно с учетом наличия здесь прекрасных природных памятников - Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая, самых красивых гор Средней Азии.

Бишкек

Бишкек (Пишпек, с 1926 до 1991 гг. - Фрунзе) лежит в северной части страны, в Чуйской долине у подножия Киргизского хребта. Город был основан в 1868-1878 гг. на месте древнего форта Джуль, построенного еще кокандцами и разрушенного в 1862 г русскими войсками, на берегу рек Ала-Арча и Аламедин. Сейчас это столица и крупнейший индустриальный центр Киргизстана, его политическое, культурное и образовательное "сердце", а также единственный город в мире, названный по имени деревянного бытового инструмента ("Бишкек" можно перевести как "маслобойка" или "палочка для кумыса"). Это современный город с широкими улицами и красивыми зданиями, выгодно отличающийся в этом от многих других городов региона, так как он сразу строился по европейскому плану. Это также и один из самых зеленых городов СНГ, самый крупный город Киргизстана и одна из самых многонациональных столиц континента (здесь проживают представители более 80 этнических групп и народов).

Исторических зданий в городе нет вовсе, сказывается его относительно молодой возраст. Но люди на этом месте селились еще во времена бронзового века, поэтому бишкекская земля таит немало исторических загадок. Практически на территории жилых кварталов, в северо-восточной части города находится городище "Кузнечная крепость" (VII-XIV вв., сейчас район крепости довольно непригляден), "Пишпекское городище" (VII-XII вв.) и руины Пишпекской крепости.

На широкой, усаженной тенистыми деревьями улице Советской, расположены Киргизский Государственный театр оперы и балета имени А. Молдыбаева, Библиотека имени Чернышевского и Государственный Художественный музей. Также заслуживают внимания "Старая площадь" и расположенный на ней Исторический музей, медресе Абдулкасыма, братская могила в Дубовом парке, комплекс "Манас", парк Панфилова и его фонтаны, Русский драматический театр имени Крупской и Киргизский Государственный драматический театр, Исторический музей, Музей изобразительных искусств, Государственный мемориальный музей имени Фрунзе, Киргизский Государственный исторический музей, Национальный музей изобразительных искусств имени Айтиева, Музей А. Токомбаева, Музей литературы и искусства Токтогула, Зоологический музей, и Музей минералогии. К культурным достопримечательностям города также относятся Городской театр драмы, Государственная филармония имени Сатылганова, Академия искусств и Бишкекский драматический театр. Также заслуживают внимания Дубовый и Центральный парки - обширная зеленая зона, на территории которой расположено несколько музеев, в том числе скульптурная экспозиция под открытым небом, разбросанная среди парковых аллей и лужаек.

Окрестности столицы, лежащие в переделах прекрасной Чуйской долины, славятся своими горными реками и чрезвычайно разнообразными природно-территориальными комплексами, чья высотная зональность просматривается здесь даже невооруженным взглядом. В окрестностях столицы находятся такие природные объекты, как красивейшее ущелье Чункурчак в верховьях реки Аламедин, близлежащее Аламединское месторождение термальных вод, Государственный ботанический заказник Чон-Арык в урочище Беш-Кюнгей, живописные природные ущелья Кара-Балта, Аспара, Джиламиш и Кегети с его знаменитым водопадом. Исторические памятники самой Чуйской долины также разнообразны - Краснореченское городище (38 км севернее города, X-XII вв.) с руинами зороастрийских сооружений, руины древнего города Баласагун (Куз-Орду) - историко-культурная зона "Бурана" (50 км от столицы) со знаменитой "Башней Бурана" (высота 21 м, XI в), городище Ак-Бешим (руины города Суяб - столицы западного тюркского каганата и государства карлуков, XIII-XV вв.) с его средневековым комплексом христианских церквей, курганные могильники, руины древней Чумышской крепости (IX-Х вв.) и многочисленные наскальные рисунки на одноименных скалах вокруг неё. Также привлекательны городище Турт-Куль, Иссык-Атинские петроглифы с изображением Будды (VII-VIII вв.), природные и историко-культурные памятники Ыссык-Ата, Шамшы (Шамсы), Чон-Кемин и Ак-Суу, входящие в число памятников общечеловеческого значения.

Нигде более на территории Средней Азии не встречается такого количества выходов лечебных вод, как в Чуйской долине. Ак-Суйское месторождение минеральных вод расположено в одноименном ущелье в 80 км юго-западнее села Беловодское. Местная минеральная вода по своему химическому составу она сходна с минеральной водой известного сибирского курорта Дара-Суна. Также важное место занимают гидротермальная скважина Шабыр, Камышановское и Луговское слабоминерализованные сероводородные месторождения лечебных грязей, а также 130 термальных источников курортного городка Иссык-Ата (первые водолечебницы появились здесь во II в н. э.). Среди арчовников и альпийских лугов Чуйской долины расположены и привлекательные зоны отдыха, вроде лыжно-спортивной базы Чон-Таш (около 25 км от столицы) и одноименной реки с крутыми и живописными берегами, плато Кайрак, верхняя и нижняя котловины Татыр, водопад Когучкён-Сугат, термальные ключи Аламедина (8 км выше "Волчьих ворот") и расположенный на них санаторий-профилакторий "Теплые ключи", ледники долины Кен-Тор, красивейшие урочища Кара-Булак, Таш-Башат, Норус, Оору-Сай, Бир-Булак (Малиновое ущелье) и Тогуз-Булак, плато Кайрак, пещеры Кара-Ункур и ледник Кёль-Тёр, скалы "Аламединских стен", теснина "Волчьи ворота", через которую река Аламедин прорывается на просторы Байтикской долины и гора Улуу-Тоо (Ботвей, 4009 м).

Ала-Арча

Долина реки Ала-Арча - одна из главных достопримечательностей окрестностей Бишкека. Здесь, в узкой долине обычной в общем-то горной реки, сосредоточено такое количество потрясающих по красоте ландшафтов, водопадов и необычных скальных форм, настолько богатая флора и фауна, что многие считают этот район настоящим символом Киргизского хребта (Ала-Тоо). Почти вся долина включена в состав Национального парка "Ала-Арча", охраняющего реликтовые арчовые леса горной Азии, практически нигде более уже не встречающиеся, а также богатейший животный мир горных районов Тянь-Шаня - здесь обитают козероги, элик (косули), улары (горная индейка), кеклики (каменная куропатка), белки, зайцы, дикие кабаны, лисицы, барсуки, горностаи, дикобразы и куницы, а также красавец снежный барс, занесенный в Красную книгу. Поблизости расположено село Байтик, названное в память о национальном герое страны, жившем в VXI веке - Канай уулу Байтике (Байтик-баатыр). У склона белоснежной горы находится его могила - Байтик-Кумбез, которая является историческим памятником и местом паломничества для киргизов и гостей страны. Здесь же, поблизости, сосредоточено множество альплагерей, служащих отправной точкой для многочисленных пеших и конных маршрутов по окрестным горам, а также несколько лыжных баз, круглый год служащих основным местом отдыха жителей столицы. Горные склоны Тянь-Шаня создают прекрасные условия для горнолыжного спорта. Спортивные базы достаточно многочисленны, но уровень сервиса на них невысок, а инфраструктура отдыха развита относительно слабо. Вдоль русла реки Кашка-Суу, притока реки Ала-Арча, в урочище с одноименным названием, расположены 4 горнолыжные базы для зимнего катания любителей. Вокруг Бишкека, а также в ущельях Аспара, Джиламиш, Кара-Балта и Кегети, горнолыжные комплексы более современны и доступны.

Талас

На северо-востоке страны, в Таласском районе, большой интерес у туристов вызывают колоссальные каньоны, прорезанные в стенах Таласского хребта многочисленными местными реками, десятки красивых озер и каскады водопадов. В верховьях реки Талас расположены знаменитые могильники Кен-Кол (I тысячелетие н. э.), а также мавзолей Кумбез-Манас (XIV в.), Музей-заповедник "Манас" и мечеть, образующие Национальный историко-культурный комплекс "Манас-Ордосу". В верховьях ущелья Афлатун раскинулся одноименный государственный заказник, охраняющий эндемичную пихту Семенова.

Иссык-Куль

На территории Киргизии насчитывается около двух тысяч высокогорных озер, но жемчужиной страны и всего Тянь-Шаня считается озеро Иссык-Куль или Ыссык-Кёль (в переводе с киргизского - "горячее озеро", с древнетюркского - "священное озеро") площадью в 6236 кв. км при максимальной глубине в 702 м. Первое упоминание об Иссык-Куле встречается в китайских летописях конца II века до новой эры, где оно называется Же-Хай ("теплое море"). Озеро лежит на северо-востоке Киргизии, на высоте 1606,7 м над уровнем моря, в обширной тектонической котловине, образованной более 50 млн. лет назад. Непосредственно к озеру примыкает неширокая приозерная равнина, рассеченная руслами множества рек (около 80). Котловину кольцом окружают хребты Терскей-Ала-Тоо ("обращенные от солнца") и Кюнгёй-Ала-Тоо ("обращенные к солнцу"), поднимающиеся до высот в 4500-5000 м. Кольцо гор как бы ограждает приозерную впадину от проникновения холодного воздуха с севера и жаркого воздуха из пустынь Центральной Азии, потому климат здесь довольно мягкий, что превращает Иссык-Куль в один из самых больших курортов Средней Азии. Температура воды в летнее время достигает +24 С, зимой - +4 С (вот он, источник происхождения его имени). Купальный сезон длится 6 месяцев, а отдых на открытом воздухе возможен круглогодично.

Стекающие с гор чистейшие реки постоянно пополняют бассейн озера, однако вода в самом Иссык-Куле соленая (5,8 промилле у поверхности, до 18 - в глубине), что вкупе с уникальным минеральным составом местных рек придает никогда не замерзающей воде озера густой синий цвет. При этом, в зависимости от места и времени суток, цвет воды может меняться от нежно-голубых до темно-синих тонов. А прозрачность воды в открытой части водоема достигает 12-16 м. Красота озера просто потрясающа, П. П. Семенов-Тянь-Шанский сравнивал его с Женевским озером в Швейцарии, причем отдавал предпочтение Иссык-Кулю. Береговая линия озера довольно сильно изрезана - здесь насчитывается около 20 живописных заливов и бухт. Кристально чистая вода, минеральные источники в сочетании с горным и в то же время мягким, почти морским климатом, создают уникальные условия для курортного отдыха с грязевым и термальным лечением.

Вокруг озера протянулась целая вереница курортных городков и поселков, многие из которых во времена СССР имели всесоюзное значение и популярность. Наиболее хороши курорты Чолпон-Ата на северном берегу (некогда это был курорт ЦК компартии Киргизии, сейчас здесь интересен Краеведческий музей), Каракол с его деревянной православной церковью Святой Троицы, деревянной же дунганской мечетью и Музеем Пржевальского - лучшая отправная точка для исследования приозерья и прилегающих горных районов, городки Тюп, Оттук, Балыкчи (Рыбачье) и другие. Также хороши знаменитое ущелье Алтын-Арашан (расположено в 30 км к востоку от Каракола на высоте 3000 м) с его прекрасными пейзажами и горячими источниками, близлежащее Ыссык-Атинское месторождение минеральных вод (77 км юго-восточнее Бишкека), золотые шахты Кумтора (южный берег Иссык-Куля), величественное ущелье Джолборс, утесы каньона Джеты-Огуз, Боомское ущелье с его фантастическими красными скалами и водопад в Барскаунском ущелье (высота водопада около 100 м).

На территории Прииссыкулья насчитывается около 1500 исторических памятников, из которых 320 находится под защитой государства. К наиболее значимым из них относятся сакский "Царский курган" (VII в до н. э. - II в н. э.) у села Курменты, могильники Кок-Булак и Карашар (в общей сложности около тысячи захоронений усуньских племен), исписанный тибетскими письменами религиозного характера камень Тамга-Таш (VI-I вв. до н. э.), скопление петроглифов (II тысячелетие до н. э. - VIII в. н. э.) у Чолпон-Ата и далее по побережью до Тамчы, а также мыс Святой Нос на северо-восточной оконечности озера - место расположения легендарного монастыря Армянской христианской церкви (IV-V вв.) в котором, по преданиям, находится могила святого апостола Матфея. А на дне озера находятся руины около двух десятков затопленных древних городов - Сары-Булун, Койсары, Улан (XII в) и так далее, которые погибли с повышением уровня воды в Иссык-Куле. В них обнаружено множество исторических и культурных ценностей сакско-усуньского периода (I тысячелетие до н. э.) и раннего средневековья.

Лучшее время для посещения Иссык-Куля - сентябрь, хотя треккинг в горах лучше проводить в период между июлем и августом.

Центральный Тянь-Шань

Центральный Тянь-Шань - самая высокая и самая величественная часть тянь-шаньской горной системы. Это огромный "узел" горных цепей общей протяженностью около 500 км с запада на восток и 300 км - с севера на юг. Это самый живописный район Тянь-Шаня, представляющий собой сложную систему переплетающихся горных хребтов (Терскей-Ала-Тоо, Сары-Джаз, Куй-Лю, Тенгри-Таг, Энильчек, Какшаал-Тоо, Меридиональный хребет и др.), увенчанных величественными пиками самых северных из высочайших гор планеты - пик Ленина (7134 м.), пик Победы (7439 м.) и фантастическая пирамида Хан-Тенгри (7010 м, вероятно наиболее красивый и трудный для восхождения пик Тянь-Шаня). На севере хребет Боро-Хоро соединяет Тянь-Шань с системой Джунгарского Алатау. Почти вся территория этого края расположена выше отметки 1500 м над уровнем моря, а вершины гор покрыты многовековыми снежными шапками, дающими начало многим десяткам ледников, рек и речушек. Ледовых полей и ледников здесь насчитывается свыше 8000, самыми представительными из которых считаются Южный (длина около 60 км) и Северный (35 км) Иныльчек (Энильчек, "Маленький принц"), Джетыогуз-Каракол (22 км), Каинды (26 км), Семенова (21 км) и другие, чья общая площадь превышает 8100 кв. км.

Рельеф у большей части тянь-шаньских хребтов высокогорный, сильно расчлененный многочисленными долинами (северные склоны изрезаны гораздо сильнее южных), с сильно развитыми ледниковыми формами. На склонах много осыпей, встречаются глетчеры, на ледниках - морены, а у подножий - многочисленные конусы выноса. Долины горных рек имеют большой перепад высот и хорошо заметный ступенчатый профиль с плоскими заболоченными террасами - "сазами". Многие крупные долины окружены высокогорными плоскогорьями - "сыртами", чья высота порой достигает 4700 м. На плато и нагорьях средневысотной части хребтов раскинулись высокогорные пастбища "джайлоо", покрытые разнотравьем и альпийскими лугами. На высотах от 1000 до 2000 метров подножия хребтов окаймляют предгорные адыры. Здесь находится около 500 озер, самыми крупными из которых являются Сонг-Кёль (Cон-Куль - "исчезающее озеро", 270 кв. км) и Чатыр-Кель (Чатыр-Куль, 153 кв. км).

Центральный Тянь-Шань - настоящая Мекка международного альпинизма, поэтому именно окрестности семитысячников являются наиболее изученной частью Тянь-Шаня. Самыми популярными точками притяжения для альпинистов и треккеров являются районы хребта Тенгри-Таг и пика Хан-Тенгри ("Властелин неба", 7010 м), перевал Томур, пик Победы (7439 м) и ледник Иныльчек, котловина уникального озера Мерцбахера в восточной части горной системы, пик Семенова-Тянь-Шанского (4875 м), пик Свободная Корея (4740 м) и знаменитая Корона (4855 м) в составе Киргизского хребта, пик Коммунизма (7505 м) и пик Корженевской (7105 м, это уже Памир, но мало кто из альпинистов согласится пройти мимо этих великих гор), ледяные стены хребта Какшаал-Тоо (Кокшаал-Тау), в составе которого находятся три вершины с высотой более 6000 м и около полутора десятков пиков с высотой более 5000 м, массив Ак-Шыйрак и множество других, не менее привлекательных регионов.

Несмотря на суровый климат и горный ландшафт, территория Тянь-Шаня была заселена с глубокой древности, свидетелями чему являются многочисленные каменные изваяния, наскальные рисунки и могильники, в изобилии разбросанные по территории этой горной страны. Широко представлены историко-культурные памятники средневекового периода - укрепленные городища вроде Кошой-Коргон, которые возникли на базе кочевых стойбищ, ханских ставок и на караванных путях из Ферганской долины через Тянь-Шань. Одним из наиболее известных и популярных туристических объектов этого региона является караван-сарай Таш-Рабат (X-XII вв.), построенный в труднодоступном, но живописном ущелье Кара-Коюн. Также широко известны Саймалуу-Таш или Саймалы-Таш ("Узорные камни") - целая галерея наскальных рисунков в одноименном ущелье (более 107 тысяч петроглифов II-III тысячелетий до н. э.) недалеко от Казармана, каменные изваяния Кыр-Джол (VI-VIII вв.) на берегах озера Сонг-Кёль, петроглифы Чумышских скал (III-I тыс. лет до н. э, Ферганский хребет), многочисленные наскальные изображения Иссык-Кульской, Нарынской и Таласской областей. Заслуживает внимания и древний караванный путь через перевал Торугарт (высота 3752 м). Этот протяженный (общая длина около 700 км) маршрут из Средней Азии в китайский Кашгар (Синьцзян-Уйгурский АО) проходит по холодным ущельям и узким перевалам Терксей-Ала-Тоо, Молдо-Тоо, Ат-Башы и Майдантага, через грандиозно красивые ландшафты и древнейшие караванные тропы Великого Шелкового пути.

Западный Тянь-Шань

Горная система Западного Тянь-Шаня лежит на самом краю тянь-шаньской горной страны, выходя своими отрогами к жарким пескам пустынь Средней Азии. Рельеф этих мест несколько ниже, чем в центральной части горной системы, более обширны поверхности выравнивания, а возвышенные плато менее многочисленны (Палатхон, Ангренское, Угамское и Каржантау - все на западе региона). Наивысшими точками Западного Тянь-Шаня являются пик Чаткал (4503 м) в одноименном хребте, пик Манас (4482 м) в Таласском Алатау и гора Баубаш-Ата (4427 м) в западной части Ферганского хребта. Оледенение незначительно, снеговая линия проходит по высотам 3600-3800 м на северных склонах и 3800-4000 м на южных. Реки Западного Тянь-Шаня (Ангрен, Акбулак, Итокар, Караункур, Коксу, Майдантал, Майли-Суу, Нарын, Ойгаинг, Падыша-Ата, Пскем, Сандалаш, Угам, Чаткал и другие) порожисты, имеют ледниковое и снеговое питание, и протекают по узким ущельям (в верховьях), в среднем течении обычно имеют широкие долины, а вот в нижнем снова формируют каньонные формы. Лучших мест для сплава и рафтинга, чем местные реки, найти просто трудно.

Растительность Западного Тянь-Шаня, несмотря на малое количество выпадающих здесь осадков, довольно разнообразная - степи и лиственные леса в нижнем поясе, кустарниковые заросли и луга в среднем, а также альпийские луга и высокогорные пустоши ближе к вершинам. Здесь обитает около 370 видов животных и примерно 1200 видов высших растений, а сложный рельеф приводит к образованию многочисленных локальных экоценозов, населенных уникальными видами растений и животных. Поэтому горные районы Западного Тянь-Шаня, хоть и освоены туристами в значительно меньшей степени, чем восточные районы, но обладают своим несомненным набором достопримечательностей. Уровень сложности проводимых здесь походов значительно ниже, поэтому в них могут принимать участие менее подготовленные туристы, а их относительно небольшая протяженность еще более облегчает прохождение. Самые легкие маршруты проложены через хребты Кексуйский, Кураминский, Саргардон-Кумбель, Угамский и Чаткальский. Несколько более сложные, II-III категорий, идут через Таласский Алатау, Пскемский и Майдантальский (Майдантагский) хребты, по горам Баубаш-Ата, Исфан-Джайляу, Кекирим-Тау (Ферганский хребет), причем самые сложные маршруты проходят в этих же краях, захватывая окрестности пиков Чаткал (4503 м), Манас (4482 м) и Каттакумбель (3950 м) и Бабайоб (3769 м), благо рельеф здесь настолько разнообразный, что позволяет в пределах одного маршрута пройти участки всех уровней сложности.

Наиболее благоприятное время для треккинга по горам Западного Тянь-Шаня - с конца апреля по конец октября, однако уже в марте-мае здесь наблюдается огромное количество как организованных групп, так и "диких" туристов.

Ош

Второй по численности населения город Киргизии находится в юго-западней части страны, у северного подножия Кичи-Алайского хребта, вблизи узбекской границы. Само название города, как считают, происходит от слова "хош" ("довольно", "хватит"), которое произнес Сулейман, придя на эту землю (впрочем многие связывают его имя с искаженным словом "гуйшань" - так называлась столица Даваньского государства I века до н. э, лежавшая как раз на месте современного Оша). Хотя Ошу по самым скромным подсчетам около 2500 лет, от его былого величия сохранилось довольно немного свидетельств. Главной его достопримечательностью является Сулейман-Тоо (гора Сулеймана) или Тахти-Сулейман ("престол Сулеймана", то есть библейского царя Соломона), расположенная прямо в центре города. Уже в X веке к этой неприметной на первый взгляд скалистой возвышенности тянутся паломники со всей Азии, ибо с незапамятных времен считается, что именно здесь пророк Сулейман обращался к богу, а на камнях остались отпечатки его лба и колен. Над этим святым для каждого мусульманина местом Мухаммад Захириддин Бабур (1483-1530 гг.), правнук Тимура и основатель династии Великих Моголов, построил небольшую худжру (келью) с михрабом, на месте которой в наши дни высится белокаменная мечеть и воссозданный по архивным источникам "домик Бабура". По преданиям именно на этой горе женщина может просить бога в ниспослании ей ребенка, а на вершину ведет легендарная "тропа испытания", по которой, согласно легендам, никогда не сможет пройти ни одна неверная жена. О древности этого места свидетельствуют и многочисленные петроглифы (около 440, датируются IIX-II вв. до н. э.), коими изобилуют склоны и пещеры горы. Большая часть горы входит сейчас в состав Национального музея-заповедника "Великий Шелковый путь" и включает в себя мавзолей Асаф ибн-Бурхия, развалины бани (XI-XII вв., сейчас здесь музей под открытым небом), мечеть Тахти Сулейман и мечеть Джами Рават Абдуллахан (обе Х-ХI вв.).

К другим соблазнам Оша относятся медресе Алымбек Параванчи, медресе Мухамедбой Тюрк Халь Муратбаев, медресе Хазрет Дамулла Мухаммед Сыдык Ахунд Аглам (все XII-XVII вв.), православная Михайло-Архангельская церковь (начало ХХ в), городище Ак-Буура, Исторический и Краеведческий музеи, Музей местных ремесел, мемориальный комплекс "Вечный огонь" (1976 г) с мемориалом "Скорбящая мать" (1990 г), Киргизский драмтеатр, художественная галерея "Салтанат", памятники А. Орозбекову, султану Ибраимову, Курманжан-Датке, Токтогулу Сатылганову, Ниязалы и Молдониязу, и, конечно, колоритный и вечно шумящий базар на берегу реки Ак-Буура, которому, как считается, не меньше лет, чем самому городу.

Вокруг города также немало интересных мест, начиная с курортных зон урочищ Кожо-Келен, Чиль-Устун, Абшыр-Ата, Кара-Кой, Жылуу-Суу, Кожо-Келен, Ачык-Таш или источников минеральных вод в урочище Кара-Шоро, пещеры "Чиль-Устун", и заканчивая туристическими зонами Кара-Кульджинского района (Ой-Тал, Ажике, Кулун-Кол и другие). Дороги из Бишкека в Ош и далее в Фергану, проходят через череду великолепных горных ландшафтов, через перевалы Ала-Бель (3600 м) и Тюя-Ашуу (3400 м), мимо величественных гор с высотами до 3500 м и глубоких ущелий, мимо живописного хребта Суусамыр, Токтогульского бассейна и ущелья реки Нарын. А севернее Оша раскинулся знаменитый заповедник Сары-Челек ("желтая чаша") и великолепное одноименное озеро, лежащее на высоте 1873 м над уровнем моря. Огромный интерес обычно вызывают купольный мавзолей Шах-Фазиль (XI-XII вв.) в селении Сафид-Буленд, пещера Чил-Устун, каньон Араван-Данги, водопад Абшир-Сай, наскальные рисунки Сурет-Таш и Ноокат, пещеры Ажидаар-Ункур и Баритовая, а также многочисленные древние городища и могильники.

Джалал-Абад (Жалал-Абад)

Второй по величине город в южной части страны и третий - самой Киргизии, Джалал-Абад довольно молод, ему чуть более 120 лет. Однако в окрестностях города люди селились с незапамятных времен. Причиной тому были не только благоприятные природно-климатические условия региона, но и знаменитые лечебные термальные источники, в изобилии встречающиеся вокруг города. Уже во II в. до н. э. их сульфатно-гидрокарбонатные натриево-кальциевые воды и лечебные грязи использовались для лечения множества недугов, а сами источники считались священными и к ним ежегодно стекалось множество паломников. По преданию, именно здесь находился источник Чашма-Аюб ("источник Иова"), который, по преданиям, посещал сам пророк Аюб (библейский Иов). Сейчас основная курортная деятельность сосредоточена в комплексе "Джалал-Абад", расположенном в 5 км от города, на высоте 975 м над уровнем моря.

Узген

Один из древнейших городов Средней Азии, Узген лежит на юге Киргизии, в Кара-Дарьинской долине, на берегу реки Ой-Тал. Город зародился в начале I тысячелетия как торговое поселение Уз (Узгенд), через которое проходили караванные тропы из Самарканда в Кашгар. Уже к VIII-IX вв. Узген обрастает мощными стенами, а к XII веку он становится столицей династии Караханидов и одним из центров Ферганского ханства. Время почти не оставило нам свидетельств былого величия древнего Узгена, от его многочисленных некогда мечетей и медресе до наших дней дошли лишь средневековая планировка города с одноэтажной застройкой и узкими улочками, а также минарет (XII в, высота 44 м) с медресе и три мавзолея династии Караханидов - средний (начало XI в), северный (1152-1153 гг.) и южный (1186-1187 гг.), украшенные красивым кирпичным орнаментом. Согласно легендам, в одном из мавзолеев покоится тело национального героя страны - Манаса. Также при определенном желании можно обнаружить остатки Узгенской крепости, мазары и погребения XI-XII вв.

Между Узгеном и селом Кара-Кульджа находится Кара-Дарьинское городище (III-IV вв. до н. э.) и городище Шоро-Башат (площадь около 70 га, IV-V вв. до н. э.) с обширными руинами времен Кушанского царства. Недалеко от города расположена зона отдыха Кара-Шоро с одноименным источником минеральных вод, и туристический центр Салам-Алик.

Киргизская Республика: Отдых и курорты

Ак-Суйское месторождение минеральных вод расположено в одноименном ущелье в 80 км. юго-западнее села Беловодское. Местная минеральная вода относится к углекислым слабоминерализованным, гидрокарбонатным магниево-кальциевым нарзанам, а по своему химическому составу она сходна с минеральной водой известного сибирского курорта Дара-Суна.

Аламудунское месторождение минеральных вод расположено в 30 км. от Бишкека в одноименном ущелье на высоте 1200-1600 м. над уровнем моря. Пробуренная на глубину 507 метров скважина вывела на поверхность земли термальную минеральную воду с температурой +53 С. В настоящее время здесь функционирует санаторий-профилакторий "Теплые ключи", являющийся также и центром активного отдыха - отсюда начинаются многочисленные треккинговые маршруты по окрестным горам.

Ыссык-Атинское месторождение минеральных и термальных вод расположено в 77 км. к юго-востоку от Бишкека, в узком ущелье на высоте 1800 м. Здесь действует курорт "Арашан" с многочисленными горячими источниками и илистыми грязями. Кроме того, здесь находится источник чистой питьевой воды со специфическим запахом, которая также используется для лечения хронических заболеваний органов пищеварения.

Среди бальнеологических ресурсов Чуйской долины важное место занимают Камышановское и Луговское слабоминерализованные сероводородные месторождения лечебных грязей. Нигде более в Средней Азии на столь ограниченном пространстве не встречается такого количества выходов лечебных вод, в окружении столь дивной природы.

Практически в пределах Бишкека находится современный "Санаторий Космонавтов" с собственным термальным источником.

Озеро Иссык-Куль невероятно красиво. Посетивший озеро русский путешественник П.П.Семенов-Тянь-Шанский сравнивал его с Женевским озером в Швейцарии, причем отдавал предпочтение Иссык-Кулю. Иссык-Куль издревле считался у местного населения заколдованным. До появления здесь в конце XIX века русских переселенцев в нём практически никто не плавал и не рыбачил. Большая прозрачность впадающих в озеро рек и яркое солнце изменяют цвет воды Иссык-Куля от нежно-голубых до темно-синих тонов в зависимости от места и времени суток. Здесь насчитывается около 20 живописных заливов и бухт. Купальный сезон длится 6 месяцев. Температура воды в летнее время достигает +24 С, зимой - +4 С. Кристально чистая вода, минеральные источники в сочетании с горным и в то-же время мягким, почти морским климатом, создают уникальные условия для курортного отдыха с грязевым и термальным лечением.

Чолпон-Ата - курортный городок на берегу озера Иссык-Куль. Здесь стоит посетить экскурсии на теплоходе по озеру, отправиться в горы, совершить суточный переход по красивейшим горным местам до Алма-Аты, есть и вертолетные экскурсии с ночевкой в горах. Большой популярностью у туристов пользуются Алтын-Арашанские горячее источники, лежащие на высоте в 3000 м. в прекрасной открытой альпийской долине, огромное и тихое летнее пастбище Каркара в верхней части долины, фантастические красные утесы каньона Джеты-Огуз и превосходные треккинговые тропы в Терскей-Алатау (Терскей-Ала-Тоо), к югу от Каракола. Лучшее время для посещения Иссык-Куля - сентябрь, хотя треккинг в горах лучше проводить между июлем и августом.

Каракол, лежащий в восточном конце озера, является основным городом в регионе и лучшей "базой" для исследования приозерья, Терскей-Алатау и центрального Тянь-Шаня. Это относительно небольшой город, известный своими яблоневыми садами и воскресным рынком - одним из лучших в Средней Азии. В Караколе лучше снять жилье у местных жителей (на автобусной станции вам предложат самые разнообразные варианты по небольшой цене) чем в официальной гостинице. Это позволит "напрямую" познакомиться с жизнью города и бытом местных жителей, а также снимет многие бытовые вопросы, так как район озера Иссык-Куль долгое время был закрыт для посещения иностранцев, и многие вопросы, связанные с пребыванием здесь, до сих пор регламентированы достаточно нечетко.

Горнолыжные курорты в Киpгизии

Ввиду того, что около 93% территории Киргизии занимают горы, здесь имеются прекрасные условия для горнолыжного спорта. Снег лежит с ноября по март, а в высокогорьях - круглогодично. Погода в районе большинства горных курортов держится обыкновенно мягкая, с большим количеством солнечных дней, поэтому лыжный сезон длится с конца октября - декабря до начала апреля, а на ледовых полях катание возможно круглый год.

Достаточно большое количество лыжных баз расположено вокруг столицы страны - полностью реконструированная база "Норус" (высота 1950 м, 30 км от Бишкека), "Орловка" (100 км от Бишкека), Кашка-Суу (высота 2000 м, 35 км от столицы), турцентры Оруу-Сай (2100 м, 35 км от Бишкека), Аспара, Джиламиш, Кара-Балта, Кегети и турбаза "Чон-Таш". Неплохие горные центры можно обнаружить вокруг озера Иссык-Куль. Самой известной среди них является горнолыжная база "Каракол" (2300 м, 7 км от одноименного города). Спортивные базы достаточно многочисленны, однако уровень сервиса на них невысок. Пока что инфраструктура отдыха развита достаточно слабо, но происходит постепенная модернизация.

Норус

Недавно на базе "Норус" была проведена полная реконструкция, закуплено современное оборудование, построена высококлассная гостиница. На территории: ресторан с с европейской и национальной кухней, диско- и кафе-бар, бильярдная.

Трассы обрабатываются ратраками, есть трассы любой категории сложности: от детских до профессиональных. Специально для детей устроены снежные горки для спуска на санках. Работают две канатные дороги для подъема на сложные трассы и один подъемник до трасс для новичков. На высоте 3050 м находится отличная вертолетная площадка, от которой можно спуститься к канатной дороге и трассам.

Орловка

Горнолыжная база "Орловка" расположена в 100 км от Бишкека. 9 трасс разной сложности с перепадами высот от 30 до 560 м. Работают две подвесные канатные дороги и две буксировочные. Есть баня, бильярд, прокат инвентаря, инструкторы. По ночам территория освещается фонарями.

Каракол

Горнолыжная база "Каракол" (2300 м) расположена в ущелье, в 7 км от г. Каракол. Сезон - с конца октября до конца апреля. На базе - 7 подъемников, прокат лыж и сноубордов, услуги инструкторов и проводников по зимнему лесу. Можно кататься на снегоходах. База регулярно используется спортивной школой для проведения тренировок.

Кашка-Суу

Горнолыжный центр "Кашка-Суу" расположен в широком урочище на северных склонах Киргизского хребта. До Бишкека - 35 км. Высота над уровнем моря - 2000 м. 6 трасс с перепадом высот от 260 до 380 м, кресельная и буксировочная канатные дороги. На территории: каток, бильярдная, сауна, бар и кафе. Есть прокат инвентаря, предоставляются услуги инструктора. Трассы обрабатываются ратраками, но на склонах довольно много мелких камней, что может создать затруднения при катании не по свежему снегу.

Оруу-Сай

Турцентр "Оруу-Сай" (2100 м) расположен в одноименном урочище в 35 км от Бишкека. Трассы разного уровня сложности обслуживаются тремя канатными дорогами. Есть прокат инвентаря, работают инструкторы, проводятся соревнования по горнолыжному спуску для разных возрастных групп. В турцентре построена комфортабельная гостиница с сауной, баром, рестораном, настольным теннисом.

Пляжи в Киpгизии

На озере Иссык-Куль насчитывается около 20 живописных заливов и бухт. Купальный сезон длится 6 месяцев. Температура воды в летнее время достигает +24 С, зимой - +4 С.

Национальные праздники

1 января - Жаы-жыл (Новый год).
7 января - православное Рождество.
декабрь-январь - Курман-Айт.
8 марта - Международный женский день.
21 марта - Наврус или Нооруз (киргизский Новый год).
1 мая - Международный день труда.
5 мая - День Конституции.
9 мая - День Победы.
31 августа - День Независимости или Эркин-Куну.
октябрь-ноябрь - Орозо-Айт (Эйд Аль-Фитр, окончание Рамадана).

Фестивали и праздники в Киpгизии

Киргизстан не слишком богат на праздничные мероприятия. Весенний фестиваль Наврус (Нооруз-Байрам, исламский Новый год) - один из самых любимых праздников страны. Наврус является адаптацией доисламского праздника весеннего равноденствия или празднований обновления природы, отмечающийся в день весеннего равноденствия (21 марта), и обычно сопровождается традиционными музыкальными и танцевальными конкурсами, традиционными играми, уличными представлениями и красочными ярмарками (праздник проходит 2 дня).

Праздник Орозо-Айт (Эйд Аль-Фитр, праздник окончания Рамадана) отмечается 3 дня в конце священного месяца Рамадан. В эти дни принято ходить в гости, дарить подарки и жертвовать неимущим. Спустя приблизительно 70 дней после окончания Рамадана отмечают Курман-Айт (Ид аль-Адха или Эйд Уль-Аза), в ходе которого посещают могилы предков, совершают жертвоприношения и проводят праздничные застолья для всех родственников и неимущих.