В Азии широкое распространение приобретают "авиакомпании без роскоши"
Полет на самолете одной из приобретающих все большее распространение в Юго-Восточной Азии "авиакомпаний без роскоши" удовольствием не назовешь. После почти часовой очереди на регистрацию вас наконец-то впихнут в переполненный автобус с плохо работающим кондиционером, и он под палящим экваториальным солнцем повезет вас в дальний конец аэропорта, где стоит одинокий самолет. И вот вы на борту. Если захотели пить, бесплатных прохладительных напитков вам не дадут. Придется заплатить примерно доллар. Проголодались? "Употреблять в пищу принесенные с собой продукты на борту нашего самолета запрещено". Но обед или ужин вам охотно продадут за наличные.
Ставшая крупнейшей в Юго-Восточной Азии авиакомпания ЭйрЭйша (AirAsia) не брезгает никакой копейкой. ЭйрЭйша-Таиланд в сентябре 2004 года брала за перелет из Сингапура в Бангкок всего 29 центов. Эта акция стала "ответным выстрелом" на предложенные чуть ранее новой сингапурской авиалинией Тайгер эйруэйз (Tiger Airways) билеты примерно за 60 центов. А бывают и просто бесплатные рейсы. Например, ЭйрЭйша-Индонесиа, чтобы поддержать туризм на остров Бали, объемы которого упали после терактов в прошлом году, предложила пять тысяч бесплатных авиабилетов, рассказывает президент компании.
Колоссальный успех "авиакомпаний без роскоши" в Юго-Восточной Азии понятен: раскинувшиеся на тысячи километров и состоящие из тысяч островов гигантские архипелаги требуют разветвленного и главное - дешевого авиасообщения. Не случайно в Индонезии число пассажиров ЭЭИ в августе этого года выросло на 252% - по сравнению с уровнем прошлого года. "Половина наших пассажиров - те, кто летит самолетом в первый раз", - говорит официальный представитель другой дешевой индонезийской авиалинии Лайон эйр Хашим Арсал Алхабфи. "Раньше они просто не могли себе это позволить", - отметил он.
В то же время Мэтью Самуэл, который 33 года проработал в Сингапур эйрлайнз, не раз признававшейся лучшей в мире, считает, что дешевые авиакомпании не приведут к краху обычных. Ведь не удушили же дешевые пансионаты пятизвездные отели, сказал он. Аналогичного мнения придерживается и Сенджая Виджая. "На самом деле, мы осваиваем тот сегмент рынка, который не доступен традиционным авиалиниям, ориентирующимся на бизнесменов и других покупателей с тугими кошельками, - говорит он. - Наш же клиент другой: мелкий предприниматель, которому теперь стало по карману летать по нужному ему маршруту уже не раз в квартал, а раз в месяц; семьи, которые начали брать с собой в полет и детей..."
Хорошо бы это наконец поняли традиционные перевозчики, которые, опасаясь конкуренции, чинят дешевым авиалиниям всевозможные препятствия, сетует Сенджая Виджая.
2006-11-16 00:00:00