Веб-Туризм: путешествия, турфирмы, отдых

Парагвай

Краткая информация о Парагвае

Асунсьон / Столица
Гуарани (G, PYG) / Валюта
испанский и гуарани / Язык

Города / курорты / регионы

Достопримечательности, экскурсии:

До прихода европейцев восточную часть Парагвая населяли полукочевые племена индейцев гуарани, а в северо-западных районах жили несколько племен охотников и собирателей, известных как гуаюкаре. В отличие от многих соседних стран, завоевание этой земли испанцами прошло практически без сопротивления индейцев. В 1524 году Алехо Гарсиа стал первым европейцем, пересекшим территорию современного Парагвая при помощи проводников гуарани. Три года спустя суда Себастьяна Кабота поднялись по Паране до устья Рио-Парагвай, но основывать здесь поселений итальянский мореплаватель не стал. Лишь через семь лет вдоль долины Параны прошел Педро де Мендоса, экспедиция которого и основала Асунсьон. Колония процветала, становясь ядром испанских колоний в юго-восточной части Южной Америки, хотя испанские переселенцы довольно быстро ассимилировались местным населением. Через полтора века здесь сформировалось самобытное испано-индейское сообщество, характерное доминированием испанских политических и религиозных традиций в сочетании с явными индейскими чертами в культуре, кулинарии и образе жизни.

Парагвай объявил о независимости в 1811 году и в течение нескольких лет, под руководством Хосе Гаспара Родригеса де Франсия, также известного как Эль-Диктатор, страна проводила явную изоляционистскую политику. С этого момента и началась тяжелая и подчас трагическая новая история этой земли, изобилующая непрекращающимися войнами с соседними государствами - достаточно вспомнить совершенно катастрофическую войну Тройственного союза (Ла-Гуэрра-Гранде, 1864-1870 гг.), когда в ходе сражений с Аргентиной, Уругваем и Бразилией одновременно Парагвай потерял более 150 тыс. кв. км своей территории и почти три четверти населения. К этому добавились и регулярно сменяющие друг друга диктаторские режимы (например, генерал Альфредо Стресснер, правивший страной с 1954 по 1989 годы, считался одним из самых деспотичных правителей XX века). В итоге к настоящему времени Парагвай носит неофициальный титул "пустого угла Южной Америки", а его природные и культурные достопримечательности плохо известны даже в соседних странах.

Обычаи и традиции Паpагвая

Этнически, культурно и социально парагвайское общество считается одним из наиболее однородных в Латинской Америке. Приблизительно 95% местного населения - метисы смешанного испано-индейского происхождения. Также в стране проживают небольшие общины этнических итальянцев, немцев, японцев, корейцев, китайцев, арабов, бразильцев и аргентинцев, сохраняющих свои языки и культуру (особенно бразильцы), но органично вписывающихся в местное общество. Несмотря на многочисленные войны и конфликты, столь характерные для истории этой страны, местные жители на удивление терпимы к "национальному вопросу", и все население страны, независимо от происхождения, считает себя парагвайцами, хотя не прочь подчеркнуть в разговоре и какие-то национальные особенности своих предков.

Парагвай официально считается двуязычной страной - испанский и гуарани имеют здесь абсолютно равные права, и большинство жителей Парагвая свободно разговаривают на обоих языках, хотя гуарани все же распространен несколько шире за счет района Чако, индейское население которого владеет испанским в гораздо меньшей степени, чем жители восточных районов.

В отличие от многих латиноамериканских стран, где достаточно ярко выражено социальное неравенство, парагвайское общество не имеет признаков разделения на аристократию, нуворишей и откровенных бедняков. Расслоение населения по уровню доходов здесь не менее высоко, однако представители богатых слоев также ведут свои корни из крестьянства или ремесленников, и явно помнят о происхождении своих предков без типичного для такой ситуации снобизма "старой аристократии" соседних стран. Это не значит, что в местном обществе нет социальной иерархии, скорее наоборот - обычные для стран региона различия между городом и деревней, или между предпринимателями и чернорабочими крайне велики. Однако местное сообщество довольно подвижно, переходы из одного социального слоя в другой часто очень стремительны, и даже самый бедный крестьянин обладает зачастую развитым чувством собственного достоинства. Это не мешает некоторым парагвайцам заниматься бродяжничеством, попрошайничеством или другими неприглядными вещами, связанными с уничижением этого самого собственного достоинства. Однако в личной беседе такая "национальная гордость", скорее всего, всплывет во всей красе - даже уличный нищий не позволит повышать на себя голос, а нередкое в этих краях жульничество прикрывается кучей благовидных предлогов, как бы обеляющих мошенника в глазах окружающих.

Основой парагвайского общества является большая местная семья, часто включающая в себя родителей, детей, близких родственников и даже крестных родителей. Интересы семьи определяют очень многие аспекты местной жизни, вплоть до политической ориентации, выбора спутника жизни, работы и даже эмиграции (многие парагвайцы регулярно выезжают на заработки в соседние страны). Эта тесная связь с семьей объясняет и еще одну характерную черту местных жителей - ко всем, кто не является членами их рода, за исключением стариков и близких друзей, относятся с некоторым безразличием, если не с подозрением. При этом жесткой клановости, подобной колумбийской или пуэрториканской, здесь нет - многие этнографы объясняют эту привязанность парагвайцев к семье как единственное средство выживания, доступное в столь непростых исторических условиях, в которых оказалась страна в XVIII-XX веках.

Интересно, что крестные родители выбираются обычно по социальному статусу, с явной надеждой на их помощь в случае кризисных ситуаций. К корысти или меркантильности это не имеет никакого отношения (к слову, подобная практика в наши дни наблюдается и в некоторых странах Европы), скорее обеспечивает дополнительную поддержку детям, на которых здесь традиционно возлагаются все надежды. Соответственно и отношение к крестным в местных семьях крайне уважительное - они считаются почетными гостями на большинстве праздников и церемоний, зачастую являясь полноценными членами семейства и даже мировыми судьями в случае каких-либо конфликтов.

"Семейные ценности" часто приводят и к возникновению столь возмущающих многих туристов ситуаций, когда клерк или продавец может буквально часами беседовать с посетившим его приятелем или родственником, не обращая никакого внимания на клиента (впрочем, россиян этим вряд ли удивишь). Многие иностранцы считают обычное поведение парагвайца замкнутым и настороженным по отношению к человеку из-за пределов страны, однако это не так - просто для парагвайца на первом месте семья, а затем уже все остальное. Никаких внешних отрицательных проявлений эта черта не несет - парагвайцы по природе своей люди очень дружелюбные и не лишенные чувства юмора, однако наладить с ними близкий контакт бывает иногда непросто.

Местные жители довольно консервативны и религиозны. Считается, что роль церкви здесь несколько меньше, чем в традиционно католических латиноамериканских странах, однако на практике именно церковнослужителям парагвайцы доверяют множество мирских вопросов вплоть до вершения правосудия или управления небольшими общинами. С учетом того, что в стране можно найти представителей практически всех мировых религий, приходится удивляться, насколько мирно они уживаются между собой (хотя отношение к некоторым конфессиям, сотрудничавшим в прошлом с диктаторскими режимами, довольно настороженные).

Форма одежды парагвайцев довольно строга и традиционна, хотя в большинстве случаев вполне непритязательна. Для соблюдения местных приличий вполне достаточно носить то же самое, что и сами парагвайцы. Однако явно прослеживается неодобрительное отношение к шортам и коротким юбкам. На пляжах и в пределах отелей купальные костюмы не возбраняются, однако выход в город в них категорически не рекомендуется. При походе в церковь парагвайцы одеваются очень торжественно, поэтому при посещении культовых мест не стоит надевать джинсы или футболку, даже если это будний день и службы не проводятся. Впрочем, повседневное платье вполне неофициально и часто несет на себе отпечаток этнической группы, к которой принадлежит человек. Очень популярна спортивная одежда, однако она является признаком низкого социального статуса, и появляться в ней в общественных местах попросту глупо.

Местные жители, при всем свойственном им латиноамериканском темпераменте, на удивление тихи (если можно так выразиться) и степенны. Даже столь обычное для стран региона преображение, свойственное при проведении каких-либо официальных мероприятий, здесь выглядит как само собой разумеющееся - крикливые уличные торговки или грузчики разом превращаются в степенных матрон и высокомерных идальго, стоит прозвучать первому удару колокола церковной мессы или речи уважаемого политического деятеля.

Консервативное платье и гордый вид местных жителей вовсе не противоречат теплоте и дружелюбию. Главное здесь - не бояться улыбаться на улицах, спрашивать у людей советов или просто интересоваться их мнением или жизнью. Отказать обратившемуся к ним за помощью здесь считается верхом дурного тона, впрочем это не избавляет от не очень компетентных советов. Зачастую парагваец предпочтет сказать хоть что-то вместо прямого отказа, к которому относится и признание в неведении.

Рукопожатие - вполне обычная форма приветствия между местными жителями. Хорошо знакомые люди при встрече могут обняться или обменяться поцелуями, в отношении к незнакомцам такого не допускается. Некоторая навязчивость, особенно проявляющаяся во взаимоотношениях между полами, служит здесь скорее ритуалом, чем действительным желанием во что бы то ни стало добиться своего, - как и все латиноамериканцы, жители Парагвая прирожденные "театралы", и часто сам ритуал для них значит значительно больше, чем результат. Отсюда же проистекает и довольно легкомысленное отношение местных жителей к своим словам и обещаниям. Да и опоздание на встречу на полчаса-час - вполне распространенная практика, особенно с учетом общего "замедленного" темпа жизни.

 

Парагвай: Отдых и курорты

Солнечная активность

Уровень ультрафиолетовой радиации умеренный, но все же значительно более высокий, чем в средней полосе России. Рекомендуется постоянно носить головные уборы, солнцезащитные очки и пользоваться кремами с УФ-фильтром. Не рекомендуется кратковременное посещение страны людям, страдающим гипертонией, сердечной недостаточностью, болезнями кожи, а также иммунной или кровеносной систем.

Шоппинг в Парагвае

Из особенных товаров, которые можно приобрести в Парагвае, обратите внимание на кружева "нандути", изготавливаемые женщинами итагуа, оригинальные местные спортивные футболки "ахо пои", которых существует множество оттенков и фасонов, кожанные изделия, поделки из дерева, серебряные чаши "йерба мате" и местные кустарные украшения из серебра и камня.

Магазины

Магазины, как правило, работают с понедельника по пятницу, с 08.00 до 12.00 и с 15.00 до 19.00, по субботам - с 07.30 до 13.00. Универмаги и торговые центры обычно открыты с 8.00 до 19.30 по будням, в выходные - с 8.00 до 17.00-18.00. В период с 12.00 до 15.00-15.30 практически все заведения закрываются на сиесту, исключение составляют лишь крупные универмаги и частные кафе.

 

Национальные праздники

Официальные праздники и выходные дни в Паpагвае

1 января - Ано-Нуэво (Новый год).
1 марта - День героев.
март-апрель - Пасха и пасхальные праздники.
1 мая - Диа-де-Лос-Трабахадорес (День труда).
14-15 мая - Индепенденсиа-Патриа (День независимости).
12 июня - Пас-дель-Чако (День подписания перемирия в войне Чако).
15 августа - День основания Асунсьона.
29 сентября - День победы в сражении при Бокероне.
8 декабря - Диа-де-ла-Вирген (праздник Непорочного зачатия).
25 декабря - Рождество.

Фестивали и праздники в Паpагвае

Главным праздником страны является Карнавал Парагвая, проходящий в феврале. В Асунсьоне и других населенных пунктах страны в этот период проводится множество костюмированных представлений, уличных шествий, различных культурных и религиозных фестивалей.

В дополнение к рождественским, новогодним и пасхальным праздникам вся страна отмечает Диа-де-Сан-Блас в честь святого покровителя Парагвая (начало февраля, отмечается с 1539 года), фестиваль Серро-Кора (1 марта), фестиваль Сан-Хуан (июнь) и День основания Асунсьона (15 августа).

В каждой провинции свой набор праздничных дат, обычно связанных с религиозными или историческими праздниками. В начале февраля в Пуно празднуют красочный религиозный фестиваль Вирген-де-ла-Канделариа, в конце марта - начале апреля в Паскуа отмечается праздник Вьемес-Санто, в начале мая в городке Аларситас возле Пуно открывается Ярмарка художественных ремесел, проходящая в рамках фестиваля Диа-де-Санта-Крус, а в конце сентября в этих же местах начинаются религиозные празднования Ла-Вирген-де-ла-Мерсед.

Фотогалерея