Веб-Туризм: путешествия, турфирмы, отдых

Валдай

Среди живописных холмов, вековых лесов, в самом центре Валдайской возвышенности, на берегу красивого Валдайского озера расположен небольшой древний город Валдай. Ему почти пять веков. Валдай возник на тракте Москва - Новгород. Валдайская возвышенность является уникальным регионом России по природным и геологическим характеристикам. Валдайская возвышенность — это собирательное название ряда моренных гряд и холмов, среди которых наиболее отчетливо выделяется Валдайская, Осташковская и Вышеволоцкая гряды. Отсюда из маленького ключа начинает свой путь река Волга, здесь же истоки Днепра и Западной Двины, большая часть вод Невы собирается с Валдайской возвышенности, Мста, Волхов, сотни более мелких рек, сотни озер, тысячи родников, из которых десятки имеют ценность как источники лечебной минеральной воды. По сути, Валдайская возвышенность является основным источником пресной воды в России. Последние исследования показывают, что здесь имеется огромная сеть подземных водоносных пещер.

Справка:
Город Валдай находится на Северо-Западе России в Новгородской области в самой юго-восточной ее части на 386-ом километре автодороги Москва - Санкт-Петербург (М10). Население — около 20000 человек, летом — до 30000 человек.

Особое место среди водных уникальных объектов природы занимает Валдайское озеро. Оно является уникальным объектом природы, имеющим мировое значение. Валдайское озеро входит в десятку самых чистых озер с неповторимым волнистым рельефом, множеством островов, окруженное почти нетронутыми первозданными лесами. Об этом даже говорит само слово Валдай, что в переводе с древнего «Валда» означает «светлый», «чистый». Озеро состоит из двух плесов — Валдайского и Долгобородского, оно занимает площадь в 20 квадратных километров. Наибольшую его длину определяют в 10 километров, а в ширину — в 5. Узкой протокой (90 метров) оно соединено с озером Ужин площадью 10 км., но с более разветвленным рельефом, имеющем в отдельных местах глубину 40 метров. В сравнении с такими озерами, как Ильмень или Селигер, Валдайское озеро небольшое. Но тем более удивляет его глубина — в некоторых местах она достигает 52 метра. Такой глубины нет ни у одного из многих сотен озер Новгородской области.

Данные геологоразведки (бурение) показали, что под этим озером находится огромное озеро в несколько раз больше верхнего, связанного с нижним расщелинами. Воды озера пополняются подземными ключами и 23 ручьями и речками. Озеро Ужин и Валдайское имеют общий сток — реку Валдайку, текущую в озеро Пирос. Имеется и маленькая плотина, построенная еще Петром I. Рядом имеется несколько мелких озер пересыхающих в определенные времена года и наполняющиеся (вместе с рыбой) из расщелин, прикрытых болотом в их середине. На берегу Валдайского озера находится научно-исследовательская гидрологическая лаборатория. Климат и растительность Валдайской области уникален и сильно отличается от климата в среднем по Новгородской области. Это связано с тем, что Валдай находится на почти самой высокой точке Валдайской возвышенности (Попова гора — 283 метра над уровнем Балтийского моря). А с Царевой горы, что неподалеку от города, в ясную погоду можно увидеть в туманной дали просторы Ильмень озера. Эти естественно-географические условия определили своеобразие растительного мира Валдайского района.

Флора таежно-широколиственной зоны представлена во всем своем многообразии и красоте. В лесах растут ель и сосна, рябина и можжевельник, нередко встречается кедр и женьшень. Отдельные возвышенные места (свыше 200 метров над уровнем моря) теряют специфические черты этой зоны и напоминают пейзажи южной тайги. В лиственных лесах преобладают береза и сосна. На песчаных почвах растут медноствольные сосны, образуя светлые боры. На открытых солнцу полянах возвышаются дубы. Данная растительность придает особую красоту островам Валдайского озера. Эти уникальные природные условия были отмечены государством, и оно присвоило Валдайскому району статус заповедной зоны. Это пока позволяет сохранить первозданность природы. В Валдайских лесах, как и раньше, водятся медведи, волки, лоси, выдры, куницы, белки, рыси, еноты, рыси и т.д. В данный момент Валдай является туристическим раем, но, к счастью, мало известным и поэтому не загаженным. Есть несколько гостиниц и турбаз, но они пока еще не изменили первозданного своеобразия побережья на преобладающей его части, а в лесах полное отсутствие цивилизации особенно сейчас, так что любители первозданной природы и трудностей — это место для вас.

Достопримечательности Валдая

  •  Иверский Монастырь
Валдай. Иеверский монастырь.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на Новгородской земле и занимает полностью один из островов живописного Валдайского озера, переименованного по случаю создания монастыря в 1654 году в Святое.


Созданный в XVII веке патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии византийской духовной культуры. Богатейшая и известнейшая из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла.

Сейчас в монастыре восстанавливается монашеская жизнь. Ежедневно над белоснежным «кораблем» с «серебряными» луковками церквей, окруженным водами озера, разносится чудный валдайский звон, приглашая паломников вознести общую молитву к Богу и поклониться святыням обители.

 

  •   Музей «Уездного города»
Валдай. Музей уездного города

Открыт в 1998 г. Расположен в двухэтажном особняке XIX в. в самом центре г. Валдая. Здание принадлежало валдайской дворянке К. О. Михайловой. В начале ХХ в. дом сдавался различным общественным структурам под казённые нужды. Здесь находилась Дворянская опека и кабинет Предводителя уездного дворянства, Уездный съезд мировых судей, Общество попечения об учащихся и учителях Валдайского уезда, Общество попечения о тюремных заключённых, Воинское присутствие и пр.

В этих стенах была сосредоточена общественная жизнь Валдая и поэтому было вполне логично именно здесь разместить музей, вовлекающий посетителя в особый мир русской провинциальной жизни — типичные для всей России и особенный, характерный лишь для Валдая.

Этот музей — своеобразный семейный альбом Валдая. В котором очень большое значение отводится конкретным людям, жившим в этом городе и создававшим его историю. Самоценность каждого человека — отличительная черта русской провинциальной жизни. Именно поэтому в музее много портретов — одиночных, парных, групповых, наполнявших когда-то интерьеры валдайских домов. Здесь же бытовые вещи, домашние безделушки, письма, открытки…

Время отобрало и сберегло всё самое важное, дорогое, сердечное, бережно хранимое на память о близких людях.

В музее представлены трогательные мемориальные вещи из обычных валдайских семей П. Ротса, М. Богдановой, М. Никольского, Р. Рорбека, В. Быстровой, а также комплексы материалов знаменитых дачников В. Соловьёва, М. Меньшикова, С. Нилуса, Н. Рериха, В. Косаговского, Панаевых, Дягелевых, Фроловских…

На всех музейных часах время остановилось в Прошлом, где нет суеты и спешки. Каждый, входящий в музей, оказывается в том давнем времени, в уездном Валдае, в традиционной России, которая и есть провинция.

  •   Музей колоколов
Валдай. Музей колоколов.


Колокола… Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые, грустные и веселые, их голоса всеми народами мира во все времена воспринимались как дар неба — исцеляющий, возвышающий, защищающий человека, его род, его дом. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости. Они оповещали о грозящих стихийных бедствиях и о приближении врага, они встречали торжественным звоном дорогих гостей и народных героев, звали к единению и соборности.

С появлением церковных колоколов в Европе сложилась и манера звона в очапные, качающиеся колокола, которая вместе с самими колоколами пришла на Русь и удерживалась до XVII в., пока не появился особый, русский, звон в языки.

Впрочем, Византия, давая Руси православие, завещала не пользоваться колоколами, а звонить в било. Какое оно, византийское било, большое новгородское монастырское било и било гражданское, в чем его принципиальное отличие от колокола и в чем схожесть с ним можно узнать в колокольном музее. Так же как и увидеть самый первый русской работы колокол псковских мастеров Т. Андреева и П. Григорьева 1536 г. Немецкие колокола 1636 и 1648 гг., шведские трофейные колокола 1680 и 1692 гг., колокола русского царя Алексея Михайловича и шведского короля Карла XI, колокола, отлитые в XIX в. в Ярославле, Петербурге, Устюжне, Вятке, Валдае, отливки XX в. для церквей, железных дорог, кораблей, ямские, настольные, подарочные, ботала на шею скоту и дверные колокольчики—звонки — все это экспонаты музея колоколов. Особенность его состоит в том, что эти экспонаты можно не только смотреть, но и слушать. Размещенные на трех звонницах колокола дают возможность не только услышать колокольный звон в исполнении музейных сотрудников, увидеть его технику и звонарные приемы, но и попробовать позвонить самому посетителю. И оживут легенды, и пронзят ваше тело и душу ни с чем не сравнимые звуки, незримо связывающие Небо и землю, Господа и человека: вы поймете, что колокол — голос Неба. Почему европейские колокола поют, а русские говорят, что такое малиновый звон и кто он — мастер малинового звона Йо Хаазен, что общего между баньчжуном, «ямской гармонью» и карильоном, как звучала русская дорога полтора века назад и жив ли новгородский вечевой колокол — обо всем этом вы узнаете в Музее колоколов. В музее представлены материалы по истории колоколоведения, сегодняшнему состоянию колокольного ремесла и звонарного искусства. Здесь можно узнать о крупнейших исследователях и коллекционерах, заводах—производителях колоколов и мастерах, делающих колокольные сувениры для музея.

Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в архитектурном памятнике XVIII столетия путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы Святой Екатерины, построенной по проекту Н. А. Львова для императрицы Екатерины II (ул. Труда, д. 2а).

Музей работает с 10 до 18 часов, выходной — вторник. Телефон: (816 66) 2–04–97


  •   Памятники зодчества Валдая и окрестностей

 

Перетно. Образец уникального усадебного комплекса в стиле «деревянного классицизма». Двухэтажное здание имело симметричные боковые крылья с четырех -колонными портиками ионического ордера и завершалось круглым бельведером. Был разбит парк в регулярном стиле. Усадебный комплекс принадлежал старинному дворянскому роду Мусиных-Пушкиных и датируется концом XVIII века.

Озерки. Бывшая помещичья усадьба В. И. Грессер. С ним связана творческая биография выдающегося русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Частично сохранилась планировка регулярного парка XIX - нач. XX вв.

Горы. Один из крупных усадебных комплексов XIX века. Последний владелец -герцог Н. Н. Лейхтенбергский. В центре ансамбля когда-то красовался трехэтажный дворец с круглым двухъярусным бельведером и башенкой. К нему примыкало множество каменных строений. В обширном парке имелись пруды, аллеи и цветники. С любой точки усадьбы открывался великолепный вид на оз. Боровно и окрестности. К настоящему времени сохранились лишь некоторые хозяйственные постройки. Регулярная планировка парка дошла до нас фрагментарно.

Пузырено. Памятник садово-паркового искусства второй половины XIX века расположен на восточном берегу Путиловского озера. С конца XIX века усадьба принадлежала известному журналисту, писателю и дипломату С. Н. Сыромятникову (1860-1933).

Горнешно. Классический образец регулярного усадебного парка первой половины XIX века. Сохранились остатки барского дома и ряд хозяйственных построек. Парк спускался к озеру полукруглыми террасами. Последним владельцем обширного поместья был генерал-адъютант царской свиты Н. П. Демидов.

Новотроицы. Один из крупных садово-парковых ансамблей XVIII-XIX вв. Имение принадлежало богатому дворянскому роду Квашниных-Самариных. На живописном берегу оз. Ужин располагались многочисленные усадебные постройки. К господскому дому примыкала березовая аллея.

Погостиха. Бывшее родовое имение поместных дворян Косаговских. Усадебный комплекс расположен на красивейшем берегу оз. Песно. Сохранились некоторые усадебные постройки, в том числе каменный двухэтажный барский дом. Усадебный дом композиционно вписан в центр ансамбля. Памятник относится к типично русской усадебной архитектуре второй половины XIX века.

Остров. Бывшая усадьба К. Г. Сиренко. Парковые насаждения в регулярном стиле заложены во второй половине XIX - нач. XX вв. Сохранились фрагменты трех липовых аллей. Возраст деревьев до 150 лет. Из парка открывается живописный вид на оз. Селигер.

Петровское. На месте бывшей деревни располагались постройки одной из крупных усадеб кон. XVIII - XIX вв. Дириных-Герздорф. Из окон господского дома открывался великолепный вид на противоположный пойменный берег р. Полометь.

Никольское. Родовое имение старинного дворянского рода Толстых. Со второй половины XIX века до наших дней - одно из крупных рыборазводных хозяйств в России. Завод носит имя своего основателя В. П. Врасского. Когда-то барская усадьба занимала площадь свыше 19 гектаров. Большая часть территории занята водным пространством. Здесь насчитывается 9 проточных прудов различных форм и размеров. По берегам искусственных водоемов и каналов сохранилось большое количество вековых парковых деревьев: береза, ель, липа, тополь, сосна, ива.

Перетно. Церковь св. Троицы. Построена «тщанием прихожан и помещицы Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной». Типичный памятник русского классицизма первой четверти XIX века. Храм - четырехстолпный, крестово-купольный. Внутри храма сохранились настенная роспись и поздний иконостас.

Погост-Боровно. Церковь св. Троицы. Памятник ценен как образец культовой архитектуры зрелого классицизма первой половины XIX века. Здание сложено из кирпича и оштукатурено. Все перекрытия -деревянные.

Брод. Часовня. Расположена на искусственном холме в окружении вековых сосен. Стены сложены из кирпича на известковом растворе. Памятник представляет интерес как образец малого культового здания второй половины XIX - нач. XX вв.

Новотроицы. Церковь св. Троицы. Являлась доминантой в пейзажно-парковом ансамбле Квашниных-Самариных. Возвышается на естественном холме и просматривается со всех сторон. Памятник построен в традициях русского провинциального ампира и является образцом культовой архитектуры первой половины XIX века.

Еглино. Церковь Спаса Преображения. В конце XV века здесь был погост. Деревянная церковь принадлежала Новгородскому Савво-Вишерскому монастырю. В 1815 году на живописной оконечности мыса Еглинского озера завершено строительство каменной двухпрестольной церкви. Памятник интересен как образец культового зодчества эпохи классицизма.

Горушки. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы. Часовня была укомплектована самодельной мебелью из корневищ деревьев. В интерьере находились наиболее почитаемые иконы св. Трифона, Флора и Лавра.

Зимогорье. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери. Постройке предшествовали деревянные церкви св. Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи и др. В 1904 году построен новый - каменный, с колокольней. Сохранились лишь часть каменной кладки и ряд помещений, приспособленных под нужды Валдайского механического завода.

Моисеевичи. Церковь св. Варлаамия Хутынского. Построена в 1851 году на вершине холма, в полукилометре к северу от одноименного озера. Пристройки сложены из тесаных бревен «в лапу», под обшивку. Фундамент валунный. Памятник представляет интерес как образец русского деревянного зодчества второй половины XIX века.

Короцко. Бывший женский монастырь во имя святителя Тихона Задонского. Основан в 1881 году императором Александром II. Наивысшего расцвета достиг в конце XIX века. На его территории насчитывалось около 40 зданий. Строительство архитектурного ансамбля завершилось в 1895 году освящением церкви великомученицы Варвары и Всех Святых. Памятник искусно вписан в ландшафт. Некоторые здания построены в псевдорусском, псевдовизантийском и неоклассическом стилях.

Короцко-2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1825 году на открытом возвышенном месте. В композиции храма - сочетание элементов зрелого классицизма с архаическими чертами архитектуры нач. XVIII века. На кладбище можно увидеть фрагменты древнерусского жальника и могилу родителей св. Тихона Задонского с возведенной над ней в 2004 г. часовней.

Большое Городно. Церковь Святой Троицы. Построена в 1830 году Рядом проходил почтовый тракт Валдай - Демянск. Трех-престольный храм имел приделы во имя св. Николая Чудотворца и Успения Божьей Матери. Памятник представляет собой провинциальный вариант пятиглавого крестово-купольного храма эпохи позднего классицизма.

Русские Новики. Церковь иконы Казанской Божьей Матери. Каменному храму предшествовала одноименная деревянная церковь. Она была возведена еще в 1859 году на средства валдайской помещицы Поликострицкой. Однако в 1902 году старое строение снесено и построено новое. Памятник своеобразен объемной композицией. Традиции классицизма здесь сочетаются с запоздалыми приемами барокко. Среди деталей декора встречаются заимствованные формы псевдорусской архитектуры.

Лаврово. Бывший Успенский монастырь. Строительству комплекса предшествовало создание женской монашеской общины в 1872 году в имении Успенское. Местная помещица А. И. Кемецкая выделила для этой цели свой деревянный двухэтажный дом. В 1894 году в северо-западной части оз. Селигер, на пологом берегу возвели новое, каменное здание в три этажа. В настенной живописи просматриваются фигуры святых, евангелистов, растительный и геометрический орнамент. Памятник выполнен в традициях неоклассицизма с элементами псевдорусского стиля. Отличительной особенностью является совмещение в одном объеме культового здания с жилыми помещениями монашеских келий.

Залесье. Часовня. Живописно расположена на одном из холмов у реки Явонь. Памятник представляет собой довольно развитый в архитектурном отношении тин деревянной часовни, распространенный в этом районе во второй половине XIX века.

Старый Скребель. Часовня. Построена во второй половине XIX века на пологом склоне. Памятник оригинален конструкцией кровли. Деревня не сохранилась.

Рабежа. Церковь Святой Троицы. Нынешнему храму предшествовали одноименные постройки 1637 и 1700 годов. В 1732 году завершено строительство каменного здания. Оно располагалось на вершине холма. У подножия протекала речка Рабежа. Когда-то здесь была сильно заболоченная местность, а к храму вплотную подступал дремучий лес. Памятник является интересным образцом русской архитектуры первой четверти XVIII века. В деталях декора сохранилась преемственность древнерусского стиля предыдущего столетия.


 

 

Фотогалерея Валдая

Карта Валдая (Россия)