Веб-Туризм: путешествия, турфирмы, отдых

Узбекистан

Краткая информация о Узбекистане

Ташкент / Столица
Сум (S, UZS), равный 100 тиинам / Валюта
узбекский, относящийся к карлукской (юго-восточной) подгруппе тюркской группы / Язык

Достопримечательности, экскурсии:

Узбекистан, древний Мавераннахр, колыбель многих народов и центр многих империй, является, пожалуй, наиболее очаровательной из среднеазиатских республик. Это самая настоящая сокровищница знаменитых архитектурных памятников, средоточие древнейших городов, один из центров легендарного Шелкового пути. Здесь само время оставило свои "автографы", причем большинство из них находится в прекрасном состоянии, несмотря на бурную историю этой земли. Особую привлекательность стране придает её центральное положение относительно других среднеазиатских республик, что позволяет проследить исторические связи стран и народов региона, познакомиться с самыми колоритными культурами Азии и познать неимоверную древность этой земли.

Ташкент

Столица страны - Ташкент ("каменный город"), расположен в предгорьях Тянь-Шаня, в самом центре цветущего оазиса в долине реки Чирчик. Многие века Ташкент был пересечением различных торговых путей, что и сформировало чрезвычайно многообразный облик города. Первая информация о древнем Ташкенте появляется в восточных летописях II века до н. э. - караваны, идущие по Великому Шелковому Пути, уже тогда проходили через цветущий город Шаш (древнее название Ташкента). Китайские источники именуют его Юни, а в знаменитой надписи на "Каабе Зороастра" (262 г до н. э.) он упоминается как оазис Чач. Рукописи утверждают, что в древности здесь стояли красивые дворцы средь зеленых садов, мечетей и тенистых улиц. В VIII-XI вв. город назывался Бинкент. В начале XIII столетия, накануне монгольского завоевания, оазис Шаша был практически полностью разрушен войсками хорезмского шаха Мухаммада. В XIV-XV веках город снова возрождается как торговый и культурный центр империи Тимура и Тимуридов, интенсивно разрастаясь на юг и восток, превращаясь в один из крупнейших городов того времени. За время своего существования Ташкент перенёс как взлёты, так и падения, но всегда оставался на пересечении путей международной торговли, а также был центром уникальной среднеазиатской культуры. Выгодное расположение и предопределило выбор его столицей республики. Страшное землетрясение 1966 года практически полностью разрушило город. Однако благодаря где чуду, а где - трудолюбию местных жителей и помощи всех республик СССР, город был практически отстроен заново за какие-то 10-15 лет, и сейчас это один из самых колоритных городов региона.

От старого Ташкента сохранилось довольно немного исторических зданий, мечетей и мавзолеев. Однако "старый город", или как его называют здесь - "эски-шахар", до сих пор являет глазам людей лабиринт своих узких улиц, невысоких глинобитных зданий, мечетей и медресе (мусульманские учебные заведения). К лучшим образцам древней архитектуры столицы относятся ансамбль Шейхантаур, состоящий из трех мавзолеев - Юнус-Хана (XV в), Шейхантура (XV-XIX вв.) и Калдиргач-Бия (XV в) с его знаменитыми двенадцатиугольными пирамидальными куполами, а также мавзолей Зайнутдин-Бобо (XVI в), мавзолей Суфи-Ота (XVI в) и архитектурный ансамбль Хазрати-Имам (XVI в). Из культовых сооружения сохранились действующее медресе Кукельдаш (XIV в, недавно отреставрировано), медресе Абдул-Касым-Эшон (XVI-XIX вв.), а также ансамбль Хаст-Имам (Хасти-Имом) с медресе Барак-Хана (XVI-XVII вв., на фундаменте сооружений XV в) и расположенным в ней Институтом Аль-Бухари, а также мавзолей Каффали-Шаш (XV в). Не менее интересны живописные мечети Джами (Джума, XVI в), Мирза-Юсуф (XIX в), Хайрабат-Эшон (XVIII-XIX вв.) и мечеть Шейх-Тилла на площади Хаст-Имам. В Ташкенте также есть несколько православных храмов, женский монастырь и церкви, и даже католический костел - веротерпимость местных правителей была всегда широко известна далеко за пределами страны.

Также заслуживают внимания дом-музей видного узбекского деятеля, богослова и политика XV века Ходжи Ахрор Вали, площадь и парк Амира Темура со статуей самого Тамерлана, окруженная правительственными зданиями площадь Мустакиллик (Площадь Независимости - самая большая площадь бывшего СССР) со знаменитым "Глобусом Узбекистана", Могила Неизвестного Солдата и Мемориал жертв землетрясения 1966 года, площадь Дружбы Народов с Концертным залом, зданием Парламента и скульптурой Шамахмедовых, обширным парком и памятником Алишеру Навои, площади Хасти-Имом и Хадра, выставочный центр УзЭкспо с близлежащим водным парком, окруженный фонтанами Цирк, бывшая резиденция князя Рахманова (XIX в) с курантами, а также Телебашня (1979-1981 гг., самое высокое сооружение в Средней Азии, полная высота её достигает 375 м).

В Ташкенте множество музеев, среди которых наиболее интересны Государственный Художественный Музей с обширной коллекцией картин, керамики, королевских регалий и "сузани" ("сюзане", вышитые декоративные панно в персидском стиле), Государственная библиотека, новый Музей Амира Тимура, Музей истории Узбекистана, Музей Прикладного Искусства Узбекистана (открыт в 1937 году, около 30 тыс. образцов изделий кустарного промысла и украшений), Литературный музей, Музей истории железных дорог и многие другие. Заслуживают пристального внимания всемирно известный Театр оперы и балета имени Алишера Навои с красивой площадью перед ним, Консерватория, 9 театров и множество других культурно-просветительских учреждений.

Как и везде на Востоке, в Ташкенте множество базаров и городских рынков, лучшими среди которых считаются самый старый базар столицы - Эски-Жува, а также рынок Чорсу возле медресе Кукельдаш.

В 15 км южнее Ташкента лежит деревня Зангиата, в которой расположены два древних мавзолея - Зангиата и его жены Амбар-Биби (Камбар-Ана, XIV в), вокруг которых раскинулся обширный сад, комплекс монументальных построек XIV-XIX вв., медресе (XVIII-XIX вв.), мечеть (1870 г) с минаретом (1914-1915 гг.) и древнее кладбище.

Чимган

Горы Чимган, расположенные всего в 80 км северо-восточнее Ташкента, являются одним из популярнейших мест отдыха как местных жителей, так и гостей из других стран. Невысокий (средняя высота около 1500 м) горный хребет в западной части Тянь-Шаня, славится как один из лучших зимних курортов Азии. В горах находится множество курортных поселков и гостиниц, проложено огромное количество пеших и лыжных маршрутов, а также популярных склонов для альпинизма. Большой Чимган (3309 м) с самого зарождения альпинизма известен как один из лучших объектов для восхождения, воспетая в песнях Бричмулла до сих пор манит тысячи туристов, десятки троп проходят через Гулькамские теснины, Мазарсайское ущелье, мимо вершины Кумбель и Чарвакского водохранилища, к геологическому обнажению Кызыл-Жар, через перевалы Акшуран, Тахтаджайляу, Уртакумбель, Четкумбель к Бельдерсаю, в долины Нурекаты и Сандалаш, к Чаткальским горам, к Чаткальскому Биосферному заповеднику (Угам-Чаткал, входит в список заповедников мирового значения ЮНЕСКО), а многочисленные горные деревни являются небольшими климатическими курортами, около многих из них обустроены горнолыжные трассы, а летом склоны гор манят парапланеристов.

Самарканд

Самарканд - один из древнейших городов мира, ровесник Вавилона и Рима, оазис древнего Шелкового пути и столица великой империи Тимуридов, расположен в долине реки Зеравшан на юго-востоке Узбекистана. Город известен с середины 1 тысячелетия до н. э. и впервые упоминается в авестийских текстах как Марканд, столица богатой области Согд (Согдиана). Практически полностью разрушенный войсками Александра Великого, легендарный согдийский Афрасиаб был заново отстроен чуть в стороне от своего первоначального месторасположения, и снова становится центром провинции Ариана (один из титулов города - "Махфуза" можно перевести как "хранимый"). В IV в до н. э. Самарканд входит в состав империи Селевкидов, в II-I вв. до н. э. на этих землях процветает Бактрийской царство, а в начале нового тысячелетия регион попадает под власть Кушанского царства. В 712 году арабские войска под предводительством Кутейбы ибн-Муслима заняли город, но уже через год вспыхивает первое из народных восстаний, которые почти целый век сотрясали северо-восточные окраины халифата, и благодаря которым в 809 году Самарканд снова получает относительную независимость и становится крупнейшим городом региона. 17 марта 1220 г в Самарканд вступает войско Чингис-Хана, а после его смерти в 1227 году город становится резиденцией второго сына Чингис-Хана - Чагатая. С приходом к власти "Железного Хромца" Тимура город становится столицей (1370 г) его огромной империи и вступает в полосу невиданного культурного и экономического расцвета, продолжающегося и при внуке Тимура Улугбеке. В XIV-XV вв. возводятся цитадель и крепостные стены, прокладываются широкие улицы, возводятся грандиозные архитектурные ансамбли, а по периметру город опоясывается гигантским кольцом из 13 колоссальных парков и садов. Большинство из этих объектов до сих пор является основными символами города.

Главная достопримечательность Самарканда - Регистан (Эль-Регистан, XV-XVII вв.), одна из красивейших площадей мира, окруженная таким количеством величественных древних зданий, минаретов и мавзолеев, что сама площадь кажется гигантским выставочным залом истории. Особенно впечатляюща на ней встреча восхода солнца, когда глубокие тени создают самые фантастические комбинации форм и проявляют самые незаметные на первый взгляд особенности узора филигранной резьбы по камню, украшающей стены и порталы окружающих площадь строений. Самарканд поражает убранством своих зданий-памятников, именно здесь искусство глазурованной облицовки достигло своей высшей точки - на многих старых сооружениях нет ни малейшего участка поверхности без декора. И такого безудержного обилия многоцветных орнаментальных росписей, позолоты и глазурованных облицовок, не знает ни одна архитектура мира ни до, ни после. Ярким примером служит медресе Тилля-Кари (XVII в), получившая даже название "Вызолоченная" благодаря интерьеру купольного зала, выполненного росписью "кундаль". Такого сплошного золочения столь огромных поверхностей не знали даже прославленные мастера халифата.

Начав свой путь с Регистана, можно обойти весь старый город, познакомившись с такими уникальными памятниками культуры, как мавзолей Ишрат-Хона (здесь покоятся женщины из династии Тимуридов, XV в), обсерватория Улугбека (1428-1429 гг.), мавзолей Рухабад (Рухобод, усыпальница исламского мистика Бурханеддина Сагараджи, XIV в), мавзолей Ходжи Абди-Даруна (X-XVII вв.), мавзолей имама Аль-Бухари (IX-XIII вв., недавно полностью отреставрирован) с великолепной отделкой купола, и мавзолей библейского пророка Даниила (XIV в). Вокруг Регистана высятся медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шер-Дор (1619-1636 гг.) и медресе Тилла-Кори (1646-1647). Культовым местом Самарканда является соборная мечеть Тимура - Биби-Ханым (самое большое средневековое сооружение в Центральной Азии, 1399-1404 гг.), неподалеку от которой находится мавзолей самого Тимура и его потомков - Гур-Эмир (Гури-Амир, 1403-1410 гг.), поражающий своими совершенными пропорциями и соразмерностью форм, напоминающих гигантский голубой тюльпан. Панели его внутренних стен выполнены из желто-зеленого мрамора, расписаны синей краской и отделаны позолотой так, что в подкупольном пространстве создается эффект мерцания и воздушности всего внутреннего объема усыпальницы.

Также интересны городской Музей искусств, мавзолей Ак-Сарай (1470 г), мечеть Намозгох (XVII в), медресе Ходжа Ахрор (XV в), мавзолей Ходжа Абди Дарун (IX в), мавзолей Ак-Сарай (XV-XVI вв.), мавзолей Чупон Ата (1430-1440 гг.) и мечеть Хазрат-Хизр (Хазрати-Хызр, XIX в).

С севера к городской черте примыкает городище Афрасиаб (VII-II вв. до н. э.), в южной части которого протянулся уникальный ансамбль усыпальниц Шохи-Зинда (1370-1449 гг.), образованная стоящими по обеим сторонам кенотафа (мнимой могилы) мусульманского святого Аббаса ибн-Куссама, мечетями и мавзолеями XI-XV вв. Здесь же расположен Музей Афрасиаба с обширным собранием археологических находок, сделанных на месте этого древнего города. Также обязательно стоить посетить городской рынок Чорсу (XVIII в), выбраться в близлежащий Ургут с его широко известным рынком и многовековыми чинарами, или посетить пещеру Хазрат-Дауда (так мусульмане зовут библейского царя Давида) в отрогах Туркестанского хребта, недалеко от поселка Аксай.

Бухара

Город Бухара расположен на юго-западе Узбекистана, приблизительно в 200 км от Самарканда. Бухара - один из древнейших городов Средней Азии, "Звезда исламского мира" и "святой город Средней Азии" получила свои титулы не зря - в срелние века здесь насчитывалось 360 мечетей и 80 медресе. Старая легенда гласит, что на все мусульманские города с неба нисходит свет благодати, и только над Бухарой он поднимается вверх. Основанный 2500 лет назад персидским принцем Сиявушом как королевская цитадель, город начал быстро развиваться благодаря своему стратегическому положению на перекрестке торговых путей, ведущих в Мерв, Ургенч, Кабул и Самарканд. Современный облик город приобрел во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов (XVI-XVII вв.), когда было построено большинство изумительных мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. Этот удивительный город не выходил за пределы своей крепостной стены, построенной в XVI в., и вместил в себя огромное количество культовых сооружений и базаров, на которых можно было, без преувеличения, купить абсолютно всё. Ходить по Старой Бухаре, основанной ещё в первых веках до нашей эры, приходится буквально по памятникам древних цивилизаций. До наших дней сохранились стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи и удивительные кварталы и узкие улочки старого города.

Жемчужина города - небольшой мавзолей Саманидов, недавно отметивший свое тысячелетие (Бухара была столицей этой династии). На расстоянии эта чрезвычайно пропорциональная усыпальница выглядит как резная золотистая шкатулка, увенчанная невысоким куполом. Вблизи же у многих туристов от удивления буквально "глаза лезут на лоб" - весь мавзолей построен из обыкновенного обожженного кирпича, но искусство, с которым выполнена кладка, и причудливая резьба (по кирпичу!) создает такую игру света и тени, что весь облик мавзолея наполнен воздухом и совершенным изяществом. В подобной технике выполнен и другой архитектурный символ Бухары - архитектурный комплекс Пои-Калян ("опора величия"), состоящий из Великого минарета Калян (1127 г, считается одним из высочайших в Азии), мечети Калян и двух медресе - Мири-Араб (1536 г) и Эмир-Алимхан (XX в). С круговой галереи у фонаря минарета открывается потрясающая панорама древней Бухары.

К архитектурным памятникам мирового значения также относятся мавзолей Чашма-Агроб (Чашма-Аюб, 1380 г), мавзолей Буян-Кули-Хана (1358 г) с прекрасной терракотовой отделкой стен, мавзолей Сайфиддина Бохарзи (Сайф ад-Дина, XIII-XIV вв.), летняя резиденция бухарских эмиров - городская цитадель Арк (XV-XIX вв.), культовый ансамбль Гаукушон у мечети Ходжа-Калян, минарета и медресе Ходжа-Гаукушон (1570 г), и аркады Так-и-Тельпак-Фурушон (XVI в), уникальная мечеть Магоки-Аттори (1546-1547 гг.), дворцовая мечеть Джами (XIX в), мечети Балянд (XIV в) и Ходжа-Зайнуддин (1555 г), мечеть и медресе Бола-Хауз (XVIII в), медресе Улугбека (XI-XVI вв. - единственное сооружение периода его правления), медресе Абдулазиз-Хана (1652 г) напротив медресе Улугбека, медресе Модари-Хан (1566-1567 гг.) и Абдулла-Хан (1558-1590 гг., вместе составляют так называемый Кош-Медресе - "двойной медресе"), медресе Чор-Минор (1807 г) и загородный дворец последнего эмира страны - Мохи-Хосса (XIX-XX вв., 4 км к северу от Бухары).

Лаби-Хауз - центр ещё одного величественного памятника Бухары. "Хауз" - это пруд, и, наверное, не стоит говорить о той роли, которую играли пруды в жизни этого города, лежащего на краю знойных пустынь. Вот и Лаби-Хауз - прямоугольный, со срезанными углами бассейн, обрамленный тремя монументальными медресе XVI-XVII веков, был когда-то средоточием общественной жизни города. Медресе Кукельдаш (1568-1569 гг.) и ханака Надира Диванбеги (Нодир Девон-Беги, 1622 г) составляют единый ансамбль, в котором центральным элементом служит Ляби-Хауз. Прекрасно сохранилось и удивительное нагромождение куполов рынка Токи-Заргарон и множество других прекрасных памятников архитектуры. Ну и, конечно, никто не проходит мимо шумных бухарских базаров.

Вокруг Бухары также сосредоточено немало исторических памятников - городище Варахша с дворцом (V-IХ вв.) и медресе Ибрагима Охунда (1884 г), загородная мечеть Намозгох (XII-XVI вв.) южнее города, пристанище для странствующих дервишей-монахов - ханака Файзабад (1598-1599 гг.), усыпальница шейхов ордена "накшбандия" - некрополь Чор-Бакр (XVI в, место захоронения семейства шейха Жубайри (1560-1563 гг.)) в селении Сумитан, мавзолей святого покровителя Бухары и духовного наставника Тимура Бахауддина Накшбанди (основатель суфийского ордена "Накшбандий, 1560-1563 гг.), гробница учителя Бахауддина Накшбанди - Хазрат Саид Амир Кулол в селении Касри-Арифон и руины караван-сарая Рабати-Малик в Кермине.

Хива

Город-заповедник Хива лежит в сердце пустыни Каракум, на левом берегу Амударьи, в 450 км от Бухары. Легенда гласит, что основана она была ещё самим Шемом (Симом), сыном легендарного Ноя. Некогда Хорасмия, позже Хварезм и Хорезм, являлась одним из основных центров Великого Шелкового пути, в XVI веке была столицей династии Тимуридов, служила основным рабским рынком и центром ханства в течение последующих трех столетий, до самого вхождения в состав Российской Империи. Описывать город словами бесполезно, его надо видеть. Здесь сохранилось более сотни памятников самых разных эпох и народов, поэтому в 1967 году Старая Хива, а в 1990 г - Ичан-Кала, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самая старая часть города, основанная, как считается, в V в до н. э., лежит в пределах древней городской стены, входящей в комплекс Ичан-Кала ("старый город"). Первые крепостные стены на этом месте были возведены в V-IV вв. до н. э., в наши же дни окруженный стеной внутренний город включает в себя около 60 исторических сооружений. Здесь можно увидеть такие уникальные памятники истории, как комплекс цитадели Куня-Арк (1686-1888 гг.), восточные ворота Палван-Дарваза (1804-1806 гг.), южные ворота Таш-Дарваза (XIX в), северные ворота Багча-Дарваза (XIX в), главные ворота - Ата-Дарваза (1842-1975 гг.), комплекс дворца Таш-Хаули (Тош-Ховли, дворец Алла-Кули-Хана, 1830-1838 гг.), полностью покрытый глазурованной плиткой минарет Калта-Минор (Кальтар, 1835-1955 гг.) и одноименный минарет (X в, восстановлен в XIII в), знаменитая мечеть Джума (1788-1789 гг.) с её 218 резными колоннами, символ Хивы - минарет Ислам-Ходжа (1910 г, высота 56 м), минарет Палван-Кари (XVIII в), мечеть и минарет Мурад-Тура (1888 г), мечеть и палаты Ануша-Хана (1657 г), мечети Ак (1832-1842 гг.), Багланды (1809 г), Хасан Мурад Кушбеги (1802 г), Шейх Мухтар-Ата (1810-1838 гг.) и Яр Мухаммад Девон (XVIII в), а также бастион Акши-Бобо (XVII в) и торговый комплекс Палван-Кари (1905 г).

К культовым сооружениям Ичан-Кала ("средний город") можно отнести мавзолеи Пахлаван Махмуда (XIV-XVI вв.), Паяндо (XVI в), Саид Аллауддин (1303 г), Тугон-Тура (XIX в), Уч-Овлия-Бобо (XVI-XX вв.) и Юнус-Хана (1558-1559 гг.), медресе Араб-Мухаммад-Хан (1616-1834 гг.), Ходжамбердыбия (1688-1834 гг.), Ширгазиз-Хан (1718-1720 гг.), Шергази-Хан (1718-1726 гг.), Мухаммад Амин-Инак (1785 г), Абдулла-Хан (1855-1865 гг.), Кутлуг Мурад-Инак (1804-1812 гг.), Ходжа Марама (1839 г), Муса Тура (1841 г), дворец и медресе Мухаммад-Рахимхана (1846-1855 гг.), Мухаммад Амин-Хана (1851-1871 гг.), Амир Тура (1870 г), Матнияз Деван-беги (1871 г), Мухаммад Рахим-Хана (1871 г), Якуббай-Ходжа (1873 г), Дост-Алям (1882 г), Мазари-Шариф (1882 г), Атажанбай (1884 г), Кази-Калян (1905 г), Матпанабай (1905 г), Матрасулбай Мирзабоши (1905 г), Абдурасулбай (1906 г), Юсуф Ясулбаши (1906 г), мечеть и медресе Саид-Бай (XIX-XX вв.), Толиб-Максум (1910 г), Матнияз-Диванбеги и Казикалон, а также караван-сарай и медресе Алла-Кули-Хана (1834-1835 гг.) и пристроенный к нему одноименный Тим (крытый базар, 1836-1838 гг.).

Внешняя часть Хивы называется Дишан-Кала, и представляет собой жилую и торговую зону древнего города, также окруженную древними стенами. Заслуживают внимания сам рабад Дишан-Кала, его северные ворота Кош-Дарваза (XX в), западные ворота Ата-Дарваза, восстановленные ворота Гандимьян-Дарваза (1842-1970 гг.), ворота Хазарасп-Дарваза (XIX в), арка Тозабог (1910 г) и дворец Кибла-Тозабог (1897 г), дворец Нурулла-Бая (1910-1918 гг.), мечеть и медресе Саид Нияз Шаликар-Бай, мавзолеи Абдал-Бобо (IIX-XVIII вв.), Шакаландар-Бобо (XVI в) и Саида Мухаммад Махирий (XIX в), а также медресе Саид Мухаммад-Хан (1864 г), Турт-Шаффаз (1885 г), Биканжан-Бика (1894 г), Мамат-Марам (1903 г), Палван-Кари (1905 г) и Хорезмшах (1915 г). Также интересны мавзолей Махмуда Пахлави, караван-сарай Аллах-Кули-Хана (XIX в), мавзолей Саида Алауддина (XIV в), дом известного хивинского фотографа Худайбергена Деванова (1908 г), дом Матвафо Карванбоши (1910 г) и множество других уникальных сооружений.

В окрестностях Хивы стоит увидеть мечеть и медресе Атаджан-Тура (1893-1899 гг.), медресе Ибрагим Ходжа (1888 г), минареты Шахимардан (XVIII в) и Шихмавлон (XIX в), а также мавзолеи Биби-Ходжар (1846 г), Шейх Мавлон-Бобо (XIX в) и Шахимардан (XVIII в).

Шахрисабз

Небольшой город Шахрисабз ("зеленый город", перс.) лежит всего в 90 км к югу от Самарканда, у подножия Гиссарского и Зеравшанского хребтов, у слияния рек Аксу и Танхоз. Это один из старейших городов мира, по некоторым данным, людские поселения на этом месте существовали уже к 1700 году до н. э. Здесь маршировали фаланги Александра Македонского, был взят в плен сатрап Бактрии Бесс, зарождалось антиарабское движение и проходили караваны Великого шелкового пути. Древний Кеш, родина эмира Тимура и бывшая "домашняя резиденция" Тимуридов, когда-то, вероятно, был величетсвеннее и богаче самого Самарканда.

В городе сохранилось относительно немного памятников истории, но все они уникальны или имеют колоссальную историческую ценность. К достопримечательностям Шахрисабза относятся дворец Тимура Ак-Сарай (Белый дворец, 1380-1404 гг.), который в значительной степени разрушен, но интенсивно восстанавливается. Кроме гигантских 40-метровых ворот, здесь можно увидеть великолепные филигранные мозаики и уникальные по технологии образцы стеновой кладки, по которым можно судить какое великолепие составляла, вероятно, эта громадная летняя резиденция. Не менее интересен ансамбль мавзолея Дорус-Садат (Дорус-Саодат, "Место Власти", XIV в) - склеп Джахангира и Омара (сыновья Тимура), который по своим масштабам и отделке сравним с Ак-Сараем. Культовыми местами города также являются ансамбль Дорус-Тиляват ("голубая мечеть", XIV в) - мавзолей духовного наставника Тимура Шамсиддина Кулола, изящный мавзолей Гумбази-Сейидон (XVI в, здесь покоятся потомки Улугбека) и соборная мечеть Кок-Гумбаз (1435 г), а также мечеть Хазрат-Имам (XIV в) и кенотаф самого Тимура (сам он похоронен в Самарканде, а здесь расположены мавзолеи родственников великого завоевателя).

Коканд

Один из центров плодородной и густонаселенной Ферганской долины, Коканд лежит в 228 км юго-восточнее Ташкента, в пределах нескольких древних оазисов, на самом стыке среднеазиатской и китайской культур. Коканд известен с X в как Кавакенд и один из центров караванных путей. Практически полностью разрушенный монголами в XII в, в XVI-XVII веках Коканд уже был одним из крупнейших городов Бухарского эмирата, а в 1740-1876 гг. - столицей Кокандского ханства, достигшего расцвета к середине XIX в. В 1876 г Коканд был захвачен войсками генерала Скобелева и вошел в состав Российской Империи.

Сохранившиеся до наших дней старые районы города построены как фортификационный комплекс в XVIII в на месте старой крепости Эски-Курган. Главными достопримечательностями Коканда являются величественный дворец Худояр-Хана (1871 г), медресе Медресеи-Мир (XVIII в), архитектурный ансамбль Дахмаи-Шохон (1825 г), дом-музей Хамзы и многочисленные ремесленные мастерские.

Термез

Город Термез расположен на юге страны, на самой границе с Афганистаном, на левом берегу реки Амударья. Современный Термез возник в XIX в на месте кишлака Паттагиссар и русского пограничного поста. Однако история этого края очень богата - первые поселения в районе Термеза датируются бронзовым веком, а старый город, лежавший чуть западнее современного Термеза и полностью разрушенный войсками Чингис-Хана, считался одним из крупнейших центров торговли и крупным центром буддизма.

Интересны остатки крепостных стен, буддийский культовый пещерный комплекс Кара-Тепе (II-III в), остатки феодального города IX-XII вв., мазар (мавзолей) Хакима ат-Термези (XI-XV вв.), уникальное здание Кирк-Киз ("сорок девочек"), ансамбль мавзолеев Султан-Саадат (XI-XVII вв.), мавзолей Кокидор-Ата (XVI в), минарет Джакурган (1109 г), Археологический музей Термеза и множество мусульманских и буддийских сооружений разных эпох. В окружающих город горах таится множество древних шахт, штолен и пещерных городов, многие из которых до сих пор не исследованы по-настоящему.

Муйнак

Муйнак (Мойнок) - настоящий город-трагедия, умирающий вместе с теряющим свои воды и значение Аральским морем. Ранее Муйнак был одним из двух главных рыбацких портов Арала, теперь он лежит в 40 км от береговой линии. Все, что осталось от рыбацкого флота Муйнака, сейчас ржавеет на песке около котловин, отмечающих бесполезные попытки города держать открытыми судоходные каналы, ведущие к теряющему свои воды морю. Вслед за "уходом" Арала изменился и климат, став более горячим в летний период и более холодным зимой, чем всего 20 лет назад. Нередки стали песчаные и пылевые бури, что повлекло за собой оскудение живой природы и отток людей. Город остается трагическим памятником сознательному опустошению окружающей среды, к которому приводит чрезмерно самоуверенное вмешательство человека в природные процессы.

Обычаи и традиции Узбекистана

Узбекский этнос - один из самых древних и колоритных на планете, и самый многочисленный в Средней Азии. Земли в верховьях Амударьи, Сырдарьи и в предгорьях Тянь-Шаня всегда отличались по этнокультурной составляющей от других регионов Средней Азии. Местные жители уже в IV в до н. э. перешли от кочевого к оседлому образу жизни, поэтому на заре цивилизации здесь сформировалась самобытная культурная и социальная структура, которая мало изменилась со времен Дария и Александра до XIX столетия. Даже эпоха Великого Переселения народов и тюркско-монгольское вторжения не смогло сломать незыблемых основ местной жизни. Лишь с приходом ислама отдельные аспекты узбекской культуры претерпели определенные изменения, однако и он скорее органично влился в местную культуру, чем подчинил её.

Процесс формирования узбекского этноса отчетливо виден уже в XI в, когда земледельческие оазисы с тюрко- и ираноязычным населением объединились в единое феодальное государство Караханидов. Формирование народа как такового завершилось только в XVI в, когда в центральные районы Средней Азии вторглись кочевые племена узбеков, объединенные в союз, возглавляемый династией Шейбанидов. С этого момента полиэтнический праузбекский этнос и получил свое современное имя.

Узбекская национальная одежда остаётся практически неизменной со начала новой эры. Мужчины носили и носят рубахи прямого кроя, всевозможные халаты, как лёгкие, так и стёганые на вате ("чапан"). Пояса служили и служат индикатором социального статуса хозяина - нарядные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками, сумочками и кошелями показывают достаток носящего. Повседневные же пояса, как и пояса бедняков, обычно представляют собой простой длинный кушак или обернутый вокруг пояса платок, который нередко имеет довольно яркий вид. Узбекские мужчины обычно носят халаты довольно мрачных цветов, но здесь можно увидеть и полосатые халаты близлежащих регионов, и богато отделанные халаты с традиционными вышивками. Штаны традиционно шьются широкими, прямого кроя, чуть сужающимися книзу. Женщины носят халаты, длинные прямые платья из "хан-атласа", и шаровары, также широкого кроя. Причем существует сложная система демонстрации социального или семейного статуса женщин. Мужской головной убор обычно составляет "калпок", "допи" ("дуппи"), "санама", "чизма", "тахъя", "тайха", "чумакли", "куш" или "кулохи" (вид тюбетейки), женщины также носят платки, войлочные шапочки и тюрбаны. Детские тюбетейки ("кулохча", "калпакча", "дуппи", "кулупуш") отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Причем тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

В последнее время одежда узбеков претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые узбекские вышивки и вышитая одежда, работы по металлу и драгоценным камням, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения.

В большой узбекской семье, состоящей обычно из нескольких поколений совместно проживающих родственников, существует строгая иерархия. Отношения в доме строятся на основе безусловного подчинения главе семьи и уважении старших. Женщина в местной семье занимает двоякое положение - с одной стороны это мать и жена главы семьи, с другой - подчиненный и мужа и отца его (или матери). Причем дискриминации здесь нет - это вековая традиция, основана на опыте жизни в непростых местных условиях. Брачным возрастом для девушки ранее считались 13-14 лет, в наши дни здесь главенствуют вполне европейские нормы, хотя случаи раннего замужества нередки. Дети также пользуются всеобщей любовью.

В общественной и семейной жизни узбеков большую роль играет ислам. Религия определяла и определяет бытовые, семейные и мировоззренческие аспекты жизни, имеет сильнейшее влияние на политические процессы и искусство, на весь уклад жизни. Мусульманин должен пять раз в день в определенное время обращаться к богу ("намаз"), в течение месяца Рамазан (Рамадан) соблюдать строгий пост в дневные часы, не пить, не курить и не принимать еды до захода солнца. От своих доходов мусульманин должен добровольно отчислять часть денег ("закят") в пользу бедных или на богоугодные дела. Он должен отмечать дни мусульманских праздников и особенно праздник жертвоприношений (Курбан). Но в местной традиции есть и некоторые отличия от канонов ислама - обязательный для верующего "хадж" (паломничество в Мекку), может заменить посещение "святых мест" ("мазаров"). Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей ("бешик-туйи", "хатна-килиш"), бракосочетанием ("фатиха-туй" - помолвка), свадьбой ("суннат-туи"), приготовлением пищи ("сабзи-туграр") и так далее. Часто они представляют собой переплетение исламской обрядности с более древними формами, связанными с магической практикой. Служители культа пользуются здесь особым уважением и участвуют практически во всех событиях страны. Пятница считается праздничным днем, который отмечается в соборной мечети общим намазом (молитвой). И при этом узбеков нельзя назвать фанатичными мусульманами - при всей многогранности местной жизни в ней всегда остается много светского, а веротерпимость местных жителей широко известна за пределами страны.

Одной из традиционных форм общественного устройства Узбекистана является "махалля" - соседская община, представляющая собой обширное сообщество близких соседей и родственников, объединяющих обычно взаимопомощью ("хашар") все поселение, со своей мечетью, местным самоуправлением, традициями и культурой. Значение "махалля" настолько велико, что она признана важнейшей частью местного самоуправления страны.

Одна из незыблемых традиций местной жизни - гостеприимство. Умение принять гостя ценится в узбекском обществе много выше богатства самого стола или достатка семьи. От приглашения на обед или ужин отказываться не принято, очень важным аспектом для гостя является пунктуальность. Направляясь в гости, желательно захватить с собой небольшие сувениры или сладости для детей. Уважаемых гостей хозяева встречают у ворот, здороваются, интересуются делами и жизнью, приглашают зайти в дом. Гостей принимают обычно в обширной центральной комнате, или приглашают пройти во двор - местный климат позволяет проводить застольные мероприятия во дворе почти восемь месяцев в году. При входе в жилое помещение обязательно снимается обувь. Стол ("дастархан") обычно накрывается в центре помещения или, в случае двора, под деревьями или в другом тенистом месте. Гость должен следовать указаниям хозяина, однако тут обычно возникает извечное противостояние - хозяин-то тоже хочет угодить гостю! И в данном случае очень ценится юмор и вежливое отношение ко всем участникам этого, скоре театрального, процесса. Однако следует помнить, что наиболее почетными считаются места вдали от входа или ворот. Женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, но в городских условиях это правило зачастую не действует. За столом не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. Но поинтересоваться делами семьи и самочувствием её членов вполне уместно.

Любая трапеза здесь начинается и заканчивается чаепитием. Вначале на стол подают сладости, выпечку, сухофрукты и орешки, фрукты и овощи, затем идут закуски, и лишь в конце - обязательный плов и другая "тяжелая пища". Местный плов очень сытен и готовится по довольно сложной рецептуре, поэтому налегать на него сразу не рекомендуется. Обилие в пище жира также не способствует пищеварению, поэтому рекомендуется пить как можно больше зеленого чая (что, в общем-то, узбеки и делают испокон веку). Обязательно на столе присутствуют горячие лепешки, которые ни в коем случае не должны переворачиваться. Уронить кусок лепешки на землю или даже просто положить её туда, даже завернутую в ткань или бумагу, также считается плохой приметой.

Значительное место в узбекской жизни и быту занимает чай и чайная церемония. Заваривание этого по-настоящему главного напитка страны, как и разливание его гостям, является прерогативой мужчин, в первую очередь - хозяина дома. Чай заваривают в маленьких чайниках и разливают в маленькие пиалы. Традиционным элементом гостеприимства здесь является характерно малое количество наливаемого чая - чем почетнее гость, тем меньше в его чашке напитка. Этот парадокс объясняется очень просто - признаком уважения к дому является как можно более частое обращение к хозяйке или хозяину дома "за добавкой". А что как не полупустая чашка способствует этому? Поэтому неоднократные обращения к хозяевам с пустой пиалой рассматриваются как дань уважения к семейству. Если на дне пиалы все-таки остался чай, хозяйка выплескивает его и наполняет чашу заново. Соответственно, незваному гостю обычно наливают чай до краев.

Чайхона (чайхана) - такой же незыблемый элемент местных традиций, как и сам чай. Общественная жизнь здесь сосредотачивается в мечетях, на базаре и, естественно, в чайхане. Здесь просто общаются и ведут переговоры, отдыхают и делятся новостями, завтракают и обедают, обсуждают проблемы жизни и мироустройства. Выбирают место для чайхоны обычно где-нибудь в тени деревьев и поближе к воде, что наряду с чаем должно придавать беседе умиротворенность и несуетность. Обстановка чайхоны довольно традиционна - низкие столики окружены такими же низкими и обязательно застланными коврами, диванами. Где-то в углу суетится хозяин или обслуга, а главное место занимает, как и следовало ожидать, очаг, над которым кипятят воду или готовят пищу, и сами чайники. Сопровождающие чаепитие ритуалы довольно сложны и непонятны для непосвященных, поэтому проще наблюдать за местными жителями и делать как они - можно быть уверенным, что такое уважительное отношение к своим обычаям они тоже оценят.

Несмотря на сильные исламские традиции, большинство узбеков свободно употребляют алкоголь, по крайней мере с гостями. Если вы не пьёте крепкие алкогольные напитки, главным образом водку, заранее предупредите об этом, навязывать здесь никто и ничего не будет. В течение Рамадана не реко

Узбекистан: Отдых и курорты

Горнолыжные курорты в Узбекистане

В Узбекистане имеется множество мест для равнинных и горных лыж. Самый популярный горнолыжный курорт страны - урочище Чимган (80 км северо-восточнее Ташкента), расположенное у подножия одноименной горы (3315 м). В Чимгане около 10 канатных дорог, 24 трассы всех уровней сложности (большей частью синие и красные), идущих с высоты 1980 м. По природно-климатическим условиям Чимган считался одним из лучших мест для горного отдыха на всей громадной территории Советского Союза. Здесь есть прекрасные места для пеших прогулок и треккинга в долине реки Ангрен, особенно захватывающим является каньон верхнего течения Ангрена. Есть также хорошие пешие, конные и сафари-маршруты по районам Шахимардана и Памиро-Алая к югу от Ферганской Долины, которые проходят по живописнейшим местам Узбекистана и Кыргызстана.

Еще один популярный горный курорт расположен в урочище Бельдерсай у горы Кумбель (7 км от Чимгана). Верхняя часть горнолыжных трасс находится у отметки в 2880 м, а общая длина их составляет около 3 км. Здесь 3 канатных дороги общей протяженностью 1265 м, а вокруг трасс расположено множество пансионатов (обычные жилые вагончики) и отель. Лыжный сезон в узбекских горах длится с ноября по май.

Активный отдых в Узбекистане

Рафтинг и каякинг

В Узбекистане, как ни странно, есть хорошие условия для рафтинга и каякинга, всего несколько часов автобусом из Ташкента - и можно попробовать обуздать бурные воды Сырдарьи, Ангрена или более захватывающие и опасные участки Угана, Чаткала и Пскема. Пик сезона сплава приходится на сентябрь и октябрь.

Треккинг и альпинизм

Горные районы на юге страны считаются прекрасным местом для треккинга и альпинизма. На территории Узбекистана лежит целый ряд всемирно известных маршрутов, среди которых выходы к пикам Победы (7439 м), Корженевской (7105 м) и одному из символов Центральной Азии - пику Хан-Тенгри ("Властелин неба", 6995 м), а также более трех сотен превосходных участков в пределах Гиссарского хребта, Матчинского горного узла и Туркестанского хребта (Аксу, Асан-Усан, Сабах и др.) и в знаменитых Фанских горах (Бодхана, Чапдара, Мария-Мирали, Замок и др.). Лучшее время для посещения горных районов - с марта по ноябрь.

Спелеология

Страна обладает и превосходными условиями для спелеологии - самые глубокие пещеры Азии, такие как Бой-Булок (глубина 1415 м) и Киевская (990 м), находятся именно в Узбекистане. Красивые гипсовые формирования могут быть найдены в пещере Кугитан, а в пещерах Байсунтау обнаружены мумифицированные тела пещерных медведей. В западном Тянь-Шане опытные путешественники найдут многочисленные подземные реки и озера.

Национальные праздники

Официальные праздники и выходные дни в Узбекистане

1 января - Новый год.
Январь - Курбан-Байрам (дата плавающая).
14 января - День защитников Родины.
8 марта - Международный женский день.
21 марта - Навруз (Новруз, Нокроч - исламский Новый год). Празднование Нового года продолжается весь месяц "фравардин" ("хамаль").
Март-апрель - День рождения Пророка (дата плавающая).
1 мая День труда.
9 мая - День памяти и почестей (бывший День Победы).
1 сентября - День Независимости.
1 октября - День учителей и наставников.
Октябрь-ноябрь - Рамадан-Байрам (окончание Рамадана).
18 ноября День Флага.
8 декабря - День Конституции.

Исламские праздники (Курбан-Байрам, Байрам-Рамадан и др.) рассчитываются по мусульманскому лунному календарю, поэтому даты приблизительные.

Фестивали и праздники в Узбекистане

Праздник Рамазон-Хаит или Рамадан-Байрам (праздник окончания Рамадана) отмечается 3 дня в конце священного месяца Рамадан. В эти дни принято ходить в гости, дарить подарки и жертвовать неимущим. Спустя приблизительно 70 дней после окончания Рамадана отмечают Курбан-Байрам (Ид аль-Адха), в ходе которого посещают могилы предков, совершают жертвоприношения и проводят праздничные застолья для всех родственников и неимущих.

Весенний фестиваль Навруз (Новруз-Байрам, исламский Новый год) - один из самых любимых праздников страны. Навруз является адаптацией доисламского праздника весеннего равноденствия или празднований обновления природы, отмечающийся в день весеннего равноденствия (21 марта), и обычно сопровождается традиционными музыкальными и танцевальными конкурсами, уличными представлениями и красочными ярмарками (праздник проходит 2 дня). Фестиваль урожая Пахта-Байрам проводится в начале декабря в Каракалпакии - одном из немногих мест в мире, где можно увидеть игру "улак" ("ылак-оыны", "козлодрание"). Также к древнейшим народным обрядам можно отнести Мехржон ("дары природы" или праздник сострадания), Дарвешона, Кизил-Гул-Сайли ("праздник красного цвета"), Сув-Сайли ("праздник воды"), Лола-Сайли ("праздник тюльпанов"), Кум-Сайли ("праздник песка"), Кор-Хат ("праздник первого снега") и другие.

В мае, раз в четыре года, в Ташкенте проходит Международный кинофестиваль. Фольклорный фестиваль "Бойсун-Бахори" проводится в городе Бойсун 15-17 мая. В Намангане в августе проводят фестивали "Наманганские цветы" и "Наманганские яблоки". Также интересны Фестиваль узбекского плова (Бухара, июнь), Фестиваль узбекского хлеба (Ташкент, август), ежегодная выставка-ярмарка "Декоративно-прикладное искусство Центральной Азии" (Ташкент, середина ноября), фестиваль "Дети за мир и разоружение" вокруг Международного музея мира и солидарности в Самарканде (23 октября) и прочие.