Туркмения является, пожалуй, одной из наиболее интересных стран Центральной Азии. Являясь колыбелью многих культур и цивилизаций, важным центром Великого Шелкового пути, территория Туркмении буквально насыщена памятниками истории и культуры, здесь проживает самобытное население и бережно сохраняются многовековые традиции, здесь можно обнаружить уникальные природные комплексы и крайне разнообразные формы ландшафта, от живописных горных хребтов до безжизненных на первый взгляд песков пустыни, от зеленых оазисов до многокилометрового морского побережья.
Туркмения - мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.
Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях - такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат обережными знаками.
Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания - одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым - еще одна важная часть церемонии. В зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но семейство невесты может потребовать по настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба - настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.
Ковроткачество - еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели - легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт "кара-ой", и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое, традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.
Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления - мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.
Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен - многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССР и очень рады "гостям "с севера" и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской "моя твоя не понимай", однако она быстро "испаряется" при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.
В последние годы официальная пропаганда довольно четко акцентируется на исключительности туркменского народа и величии её вождя, поэтому случаи проявления ксенофобии все-таки иногда встречаются в местной жизни. Однако они довольно редки и относятся, в основном, к представителям "поколения 90-х".
Национальные праздники
1 января - Новый год.
12 января - День памяти.
Январь - Курбан-Байрам (дата плавающая).
18 февраля - День рождения Туркменбаши.
19 февраля - День Национального флага.
8 марта - Международный женский день.
20 марта - Новруз-Байрам (туркменский Новый год).
9 мая - День Победы.
18 мая - День Конституции.
21 июня - День выбора первого президента страны.
6 октября - День поминовения жертв землетрясения 1948 г.
28 октября - День независимости.
октябрь-ноябрь - Байрам-Рамадан (окончание Рамадана).
12 декабря - День нейтралитета.
Исламские праздники (Курбан-Байрам, Байрам-Рамадан и др.) рассчитываются по лунному мусульманскому календарю, поэтому даты приблизительные. Ряд праздников начинается согласно указам Туркменбаши, поэтому их даты также могут варьироваться.
У туркмен отмечается множество праздников, начиная с праздника возведения нового дома или рождения ребенка ("Бешик-Туйи"), в честь стрижки первых волос ("Соч-Олиш"), праздник первого шага ("Биринчи-Кадам"), свадьба ("Никокх-Туйи"), праздник 63-го дня рождения мужчины ("Акгоюн"), и заканчивая Праздником туркменского ковра (последнее воскресенье мая) или праздником зерна Гала-Байрамы (третье воскресенье июля) и множеством других. Также из тьмы веков до наших дней дошли такие древние празднества, как "Дарвешона", "Мехржон" (праздник подарков), "Ерга-Уруг-Кадаш" (праздник сева), "Узум-Сайили " (праздник винограда), праздник женщин ("Биби-Сешанба") и другие.
Ежегодно отмечаются традиционные исламские праздники, чьи даты определяются в соответствие с лунным календарем. Праздник Рамазон-Хаит или Рамадан-Байрам (праздник окончания Рамадана) отмечается 3 дня в конце священного месяца. В эти дни принято ходить в гости, дарить подарки и жертвовать неимущим. Спустя приблизительно 70 дней после окончания Рамадана отмечают Курбан-Байрам (Ид аль-Адха), в ходе которого посещают могилы предков. Весенний фестиваль Навруз (Новруз-Байрам, туркменский Новый год) - один из самых любимых праздников Туркмении. Навруз является адаптацией доисламского праздника весеннего равноденствия или празднований обновления природы, и обычно сопровождается традиционными музыкальными и танцевальными конкурсами, уличными представлениями и красочными ярмарками.
Также заслуживают внимания традиционные весенние празднества Лола-Сайили (праздник тюльпанов) и Чучмома-Сайили (праздник подснежников), Сув-Сайили ("Капля воды", первое воскресенье апреля), национальный праздник "Туркмен-Атлары-Сайили" ("праздник туркменского скакуна", последнее воскресенье апреля), День возрождения, единства и поэзии Магтумгулы (19 мая), Ковун-Сайили ("праздник дыни", второе воскресенье августа), День бахши ("бахши" - народные сказители и певцы, праздник отмечается в последнее воскресенье сентября), Хосил-Байрами ("праздник урожая", последнее воскресенье ноября), "День добрососедства" (первое воскресенье декабря) и другие колоритные мероприятия.